Из заявленных ключевых спикеров отсутствовали лишь представители Минкомсвязи, а вот Руслан Гаттаров, председатель комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации, и Сергей Железняк, заместитель председателя Государственной думы, участие в мероприятии приняли.
Александр Айгистов, глава РАРИО, отметил важность перехода от программы «Электронная Россия», целью которой была информатизация органов власти, к программе «Информационное общество (2011-2020 годы)», обращенной непосредственно на решение проблем граждан. Из положительных изменений Айгистов назвал запуск портала госуслуг (количество пользователей портала достигло 15 млн человек, более 3 млн зарегистрировали личные кабинеты, через сайт можно заказать около 4 тыс. электронных услуг); введение, хоть и не в полном объеме, в строй системы межведомственного электронного взаимодействия; начало работ по созданию универсальной электронной карты, которая по идее заменит собой многие документы, транспортные и банковские карты, будет служить ключом для доступа к порталу госуслуг и т. д.; построение вертикали ИТ-власти в госорганах и определение единого подрядчика для электронного правительства (им стал «Ростелеком»); общие успехи в интернетизации страны (количество пользователей Сети в России достигло 60 млн, прогноз на 2014 год — 80 млн.)
Другие участники конференции в основном рассказывали об успехах своих проектов. Алексей Попов, вице-президент Сбербанка России и президент компании «Универсальная электронная карта», — о работах над картой, которую начнут выдавать уже с января, Алексей Нащекин, вице-президент по инновационному развитию «Ростелекома», — об успехах в развитии электронного правительства в 2012 году и работе по созданию национальной облачной платформы O7, в рамках которой запущены и функционируют в тестовом режиме ряд онлайн-сервисов.
Гаттаров, отметив важность внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия, которую назвал одной из важнейших составляющих электронного правительства, рассказал о проекте закона «Об открытых данных» и работе над «Стратегией кибербезопасности РФ». Железняк сконцентрировался на необходимости переноса «офлайновых правил в онлайновую среду», в частности — на принятии 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон 'О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию' и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Другая волнующая его тема — неготовность граждан использовать уже имеющиеся технологические наработки государства и соответственно важность мер, побуждающих россиян к использованию возможностей электронного государства.
Отмечали выступавшие и недостатки. Так, из государственных электронных механизмов более или менее удовлетворительно работает пока лишь СМЭВ, а информатизация медицины пока привела лишь к возможности «электронно» записаться на прием. Да и эта услуга, как экспериментально проверил Илья Массух, президент фонда информационной демократии (а еще весной 2012 года — заместитель главы Минкомсвязи), оказывается далеко не всегда.
Самые большие претензии озвучил Дмитрий Комиссаров, член правления Российской ассоциации свободного программного обеспечения и генеральный директор компании «ПингВин Софтвер»: в 2012 году работы по созданию Национальной программной платформы в рамках программы «Информационное общество», на которые выделили 125 млн руб., были почти полностью провалены.
В отсутствие представителей Минкомсвязи дискутировать о причинах невыполнения этих планов было не с кем. Впрочем, в целом, как признали участники конференции, итоги года все-таки скорее положительные, не зря, как отметил Айгистов, в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Россия поднялась на 27-е место с 59-го.