В начале нового года принято делать прогнозы. Если заглянуть в «хрустальный шар» Больших Данных, становится ясно одно: можно рассчитывать на продолжение роста использования Интернета, беспроводных сетей, социальных СМИ, а также мобильных устройств, датчиков и других цифровых технологий, которые ежесекундно буквально заливают нас потоками новых данных.
Аналитики сходятся во мнении, что организации, способные «обуздать» и поставить себе на службу данные, смогут заполучить конкурентные преимущества. Компании эпохи Web 2.0 вроде Google и Facebook стали главной движущей силой, приблизившей наступление эры Больших Данных. Поскольку данные — это «хлеб насущный» таких компаний, они же сами разработали подавляющую часть технологий, делающих возможным использование Больших Данных. Более традиционные крупные предприятиятия благодаря Большим Данным тоже получат возможность поднять свой бизнес на новую высоту благодаря средствам прогнозирования спроса, целенаправленного маркетинга, распознавания мошенничеств и т. д. — список потенциальных применений поистине безграничен.
«Благодаря доступности растущих объемов информации и способности фильтровать и анализировать ее Большие Данные стали еще одной главной составляющей бизнеса, такой же, как капитал и штат», — пишут аналитики компаний Emergent Technology и Intuit в докладе, дающем прогноз тенденций в области управления и обработки данных на ближайшие семь лет. «Развитые средства аналитики станут доступны не только специалистам, но и рядовым пользователям. Данные превратятся в главную движущую силу роста цифровой экономики XXI века и окажут значительное влияние на все аспекты общества: бизнес, науку, здравоохранение, финансы, государственное управление и развлечения».
Предстоит ли новый «цифровой водораздел»?
А что насчет «маленького человека» — небольших предприятий, у которых нет ресурсов, чтобы пользоваться технологиями Больших Данных так же, как это делают их крупные конкуренты. Не приведут ли Большие Даные к образованию нового «цифрового водораздела»?
Брэд Смит, президент и генеральный директор Intuit, уверен, что такого не произойдет. По его мнению, Большие Данные создают «новую информационную демократию», которая поможет малым предпринимателям и потребителям пользоваться данными так же эффективно, как и крупным компаниям.
«Большие Данные с самого начала рассматривались как открывающие великие возможности для крупных предприятий, — продолжает он. — Но, я считаю, на самом деле наибольшие возможности открываются для потребителей и малых предприятий. Мы с нетерпением ждем новой эпохи, когда Большие Данные начнут приносить пользу маленькому человеку». Та же идея изложена в вышеупомянутом докладе.
Большие Данные помогут потребителям экономить время и деньги
В докладе отмечается, что в последние несколько десятилетий растет тенденция переносить ответственность с учреждений на конкретных людей, и, скорее всего, она сохранится и впредь. В то же время страхование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие процессы, связанные с финансами, становятся все более сложными.
«На помощь приходят системы, базирующиеся на данных, — говорится в докладе. — Они помогут упростить принятие решений, а зачастую и сами будут их принимать. В предстоящие пять-семь лет новые технологии и аналитические инструменты смогут превращать колоссальные потоки данных в осмысленные сведения, которые позволят проще принимать личные решения, избавят людей от неуверенности, сэкономят время и деньги.
Такие аналитические средства будут хранить, классифицировать и анализировать сопровождающие нашу жизнь потоки данных, накапливая анонимную информацию о большом числе людей, чтобы предлагать индивидуальным пользователям советы и персонализированную информацию. Эти инструменты, способные также стать подспорьем в работе бухгалтеров, специалистов по финансовому планированию, медиков и многих других, избавят жизнь от некоторых присущих ей сложностей».
Авторы доклада приводят в пример ряд компаний, которые пользуются источниками Больших Данных, чтобы помогать потребителям. Так, в компании Financial Engines с помощью облачных технологий, обширных срезов финансовых данных и высокоразвитых средств аналитики упрощают для заказчиков планирование своего пенсионного обеспечения.
В компании Exmobaby предлагают детские пижамы со встроенными датчиками, регистрирующими жизненные показатели, что помогает родителям следить за здоровьем грудных детей. В компании рассчитывают со временем составить обширную базу данных по здоровью грудничков.
В начинающей компании Parchment составляют базу данных по студентам: средние оценки, результаты вступительных экзаменов, сведения о конкурсе в разных вузах и т. п. Такая база поможет абитуриентам выбрать колледж и оценить свою степень подготовленности. Система также может посоветовать, над чем абитуриенту стоит поработать, чтобы повысить шансы на поступление.
«Данные предоставляют новые возможности потребителям, — полагает Смит. — Проходить через лабиринт современной жизни становится все сложнее, а данные могут в этом помочь. Данные и аналитические инструменты позволят индивидуумам и семьям, будучи информированными, принимать более разумные решения».
Большие Данные помогут малому бизнесу узнать своих клиентов
Смит уверен, что цифровые данные помогут бизнесу вернуться в эпоху, когда владельцы торговых лавок знали своих покупателей лично и могли предугадывать их пожелания.
«Мы убеждены, что это настоящая золотая жила для малого бизнеса, — заявил Смит. — Игровое поле будет выровнено — вернется время продавцов, которые знали о вас все, приветствовали вас по имени и давали рекомендации, руководствуясь тем, что вы обычно покупаете. Малые предприятия станут работать результативнее, и локальные предприниматели смогут более эффективно конкурировать с компаниями любых размеров, включая международные».
По мнению Смита, у Intuit есть все необходимое, чтобы воплотить вышеперечисленное в реальность. Компания, напоминает он, предлагает сервисы управления бизнесом и финансами предприятиям малого и среднего бизнеса, банкам и кредитным союзам, а также потребителям и специалистам по бухгалтерскому учету. Примерно 25% всей экономики США проходит через системы Intuit, утверждает Смит, а их пользователи согласились делиться своими данными с компанией.
Она располагает транзакционными данными; потоками щелчков мышью (из веб-систем TurboTax Online и Mint); данными, сгенерированными самими пользователями, а также информацией, полученной из Twitter и других социальных сервисов. Объединяя и анонимизируя данные, в Intuit создают обширное хранилище, адресованное клиентам компании.
Существует масса способов использования этой базы: например, с ее помощью можно выяснить, сколько на предприятиях, подобных вашим, платят вновь принятым на работу сотрудникам, или найти поставщика исходных материалов, предлагающего их по оптимальной цене.
«Предприниматель с помощью приборной панели может сравнивать свой бизнес с другими подобными, — поясняет Смит. — Скажем, если у вас цветочный магазин со штатом в два человека в Бостоне, его можно сопоставить с другими такими же магазинами в этом городе и по всей стране».
Как отмечает Смит, в Intuit уже начали снабжать свои продукты функциями, которые помогут малым предприятиям и потребителям поставить себе на службу Большие Данные.
Например, инструмент Trends из QuickBooks Online автоматически объединяет данные о заказчиках, что позволяет малому бизнесу сравнивать свои доходы и затраты с аналогичными предприятиями.
Сервис Intuit Loan Finder помогает кредиторам и нуждающимся в заеме найти друг друга. Он анализирует информацию о малом предприятии по данным из QuickBooks, помогая банкам принимать решение о выдаче кредита с минимальным риском.
Наконец, система Mint помогает заказчикам управлять своими финансовыми данными. Ее механизм Ways to Save анализирует эти и другие данные, имеющиеся в распоряжении Intuit, открывая перед заказчиком всевозможные пути экономии средств, от меньших тарифов на обслуживание кредитных карт до более оптимальных ставок по ипотечным кредитам.