Моднейшим течением последнего времени стало применение в корпоративных системах мобильных пользовательских устройств. Надо отметить, что настольные домашние ПК уже достаточно давно стали удаленной частью корпоративной инфраструктуры, однако концепция BYOD (Bring Your Own Device) привнесла в жизнь системных администраторов разнообразие версий целого ряда операционных систем, порой весьма экзотических — все-таки ПК, как правило, работали под управлением различных версий Windows.
Выход «безразмерной» Windows 8, которая может быть установлена на устройства любого класса, от смарфонов до серверов, по мнению Дмитрия Борзилова, представителя по продажам ASUS, подстегнет внедрение планшетных решений в корпоративные системы — именно за счет унификации ОС у сотрудников и их компаний.
Впрочем, как полагает Павел Ишков, менеджер по развитию бизнеса компании «Инфосистемы Джет», концепция BYOD стирает границы между домом и офисом не только простым использованием ноутбуков, планшетов и смартфонов. В ближайшем времени, полагает Ишков, BYOD-проекты будут связаны с виртуализацией рабочих мест, которые будут находиться «на лету» при обращении в корпоративный ЦОД. Подобно тому, как частные лица заводят себе «облачные офисы» посредством Google Docs и других аналогичных сервисов.
Александр Парамонов, заместитель генерального директора IBS Platformix, полагает, что BYOD по-настоящему приживется у нас лишь через год-два, однако параллельно будет идти менее очевидный процесс создания корпоративных «магазинов приложений» вроде Apple App Store или Google Play. Сначала в них появятся средства документооборота, сиcтемы CRM, в дальнейшем — решения для обеспечения мобильной работы над проектами, позволяющими объединить приложения для универсальных коммуникаций и процессного управления, а также базы знаний.
Еще одна «бытовая» практика, входящая в корпоративную жизнь, — использование для работы Skype и YouTube. Дорогие системы видеоприсутствия никто не отменял, однако рост пропускной способности бытовых каналов делает возможным проводить семинары, демонстрации работы или переговоры посредством Skype и YouTube.
Могут в корпоративную среду попасть и совсем «игровые» разработки. Как считает Ишков, смена интерфейсов взаимодействия ИТ-системы и человека не за горами — например, будут быстро развиваться технологии, связанные с дополненной реальностью. Поиск на складе товара с помощью очков-монитора и средств голосового управления, по его мнению, вполне может стать реальностью уже в относительно недалеком будущем.
Точно так же и социальные сети, которые еще недавно были скорее фактором, отвлекающим от работы, в своей корпоративной инкарнации смогут, по мнению Ишкова, обеспечить пользователям высокий уровень психологического комфорта при общении с коллегами, позволят глубже вникать в новости компании, предлагать свои идеи и соорганизовываться для их воплощения в жизнь. Правда, по его словам, пока вендоры не предложили решений, которые были бы адекватны задачам, стоящим перед корпоративными соцсетями.
Что касается обратного влияния — корпоративного сектора на частный, то Борзилов, например, считает этот процесс «несуществененным», поскольку требования, которые предъявляют корпоративные клиенты, куда более жесткие и специфические, чем у обычных потребителей.
Парамонов, напротив, полагает, что «проникновение корпоративных технологий в потребительский сектор более глубокое, чем в обратную сторону». В качестве примера он приводит технологии, которые отвечают за управление системами бизнес-центров — кондиционированием, электропитанием, охраной и т. д. В потребительском секторе эти технологии подаются в рамках концепции «Умного дома». Набирают популярность домашние «облака» для хранения информации, домашние сети хранения данных, технологии резервирования, видеонаблюдения и безопасности. В целом, как говорит Парамонов, современный дом для семьи из трех человек – это тот же небольшой офис, где «старший по хозяйству» решает не менее значимые задачи.
И если посмотреть на идущие c разницей в два месяца «пользовательскую» выставку CES и «корпоративную» CeBIT (каждая из которых — лидер в своей области), то видно, что ключевые темы последней — Shareconomy (получение выгоды от совместного использования не только инфраструктуры, оборудования, сервисов и документов, но также знаний и умений), корпоративная мобильность, облака, социализация бизнеса — тесно завязаны на новинки, показываемые на первой. Необязательно на новинки принципиальные — корпоративный сектор консервативен, зато воспринятые им новшества получают гораздо более серьезные «жизненные перспективы».