Еще год назад ультрабуки считались очевидными спасителями рынка ПК. И вот теперь наступает кульминационный для них момент.
Корпорация Intel с апломбом заявляла, что ультрабуки вдохнут в ПК новую жизнь и смогут успешно противостоять натиску планшетных компьютеров. Однако серия ошибок, допущенных производителями, и глобальный спад продаж на рынке ПК не позволили ультрабукам в полной мере реализовать свой потенциал.
Первый год присутствия на рынке ультрабуков положил начало дальнейшим инновациям в сфере ПК. Неудачи забудутся, а новые устройства будут проектироваться с учетом функциональных особенностей «первопроходцев» — даже если название «ультрабук» не приживется |
Вопрос сегодня заключается в том, сумеют ли ультрабуки отыграть упущенное или же сверхтонкие портативные компьютеры в конечном итоге будут вытеснены с рынка?
В начале 2012 года аналитики компании IHS iSuppli прогнозировали, что к концу года в мире будет продано 22 млн ультрабуков. В то время этот прогноз казался относительно скромным. В Intel заявляли, что к концу 2012 года доля ультрабуков на рынке мобильных ПК достигнет 40%. Корпорация учредила даже специальный маркетинговый фонд, выделив на продвижение ультрабуков 300 млн долл.
А в октябре IHS iSuppli опубликовала данные о том, что поставки (речь шла даже не о продажах, а об отгрузках) ультрабуков за прошедший с начала года период не превысила 10,3 млн единиц. Кроме того, компания скорректировала свои прогнозы на 2013 год, сократив ожидаемый уровень продаж ультрабуков с 61 млн до 44 млн.
Однако какой бы сложной ни казалась нынешняя ситуация, главный аналитик IHS iSuppli Крейг Стайс считает, что ультрабуки вовсе не стоит списывать со счетов. В Intel просто изначально подняли планку слишком высоко. Не сумев до нее дотянуться, ультрабуки, тем не менее, упорно ведут на слабеющем рынке ПК напряженную борьбу за место под солнцем.
«Я бы сказал, что ситуация с ультрабуками выглядит сегодня куда лучше, чем положение дел на рынке ПК в целом, – подчеркнул Стайс. – А рынок сейчас вял и инертен. Для компьютеров 2012 год оказался не самым лучшим. Речь здесь идет не столько об ультрабуках, которые в 2012 году только появились на рынке, сколько о том, что в целом ПК продавались не слишком хорошо».
По оценкам специалистов IHS iSuppli, отгрузки ПК в 2012 году уменьшились с 352,8 млн до 348,7 млн единиц. Впервые с 2001 года их поставки по сравнению с тем, что было годом ранее, сократились.
Основным фактором, отпугивающим покупателей ультрабуков, стали цены. Первые модели стоили порядка тысячи долларов. Вместе с тем, потребители, многие из которых использовали свои устройства в основном для работы в Интернете, могли приобрести планшетные компьютеры всего за 200-500 долл. Переплачивать как минимум вдвое даже за сверхтонкие мобильные ПК им не было никакого смысла.
На пороге 2013 года цены на сверхтонкие ноутбуки начали снижаться и выходить на конкурентоспособный уровень. В прошлом году производители много внимания уделили критическому пересмотру ранее принятых решений. Выяснилось, что в продуктах за тысячу долларов присутствует много лишнего.
Изучив отзывы клиентов и проведя собственные исследования их предпочтений, разработчики внесли изменения в конструкцию своих устройств, убрав оттуда наиболее дорогостоящие части и компоненты. Это позволило им снизить цены.
Помимо неверного ценообразования производителями ультрабуков плохо была организована маркетинговая кампания по продвижению продукции на рынке. Ультрабуки действительно считались самым последним словом техники и заслужили самые высокие оценки на прошедших выставках Computex и CES, однако поставщики не смогли достучаться до клиентов, которые слабо ориентировались в технических вопросах.
Сейчас ситуация начала меняться. Телевизионная реклама представляет устройства и их возможности самому широкому кругу потенциальных потребителей. В условиях происходящих перемен корпорация Intel и производители ПК должны предпринимать все возможные усилия, для того чтобы убедить клиентов в целесообразности их покупки.
Нужно активнее рекламировать гибридные, трансформируемые ультрабуки, которые имеют наиболее высокие шансы на покорение рынка. Эти устройства предлагаются покупателям, которые ищут ноутбуки с сенсорными экранами или, по крайней мере, осведомлены о достоинствах планшетов. Вместе с тем, за долгие годы пользователи привыкли к клавиатуре QWERTY, и набирать длинные письма и документы им, безусловно, удобнее с помощью полноразмерной клавиатуры.
Выпуская трансформируемые ультрабуки с сенсорными экранами, производители пытаются убедить клиентов в том, что им больше не придется выбирать между планшетом и ноутбуком. В лице гибридных компьютеров они получат сразу оба эти устройства.
Похоже, преимущества такого подхода признали и в Intel. На выставке CES 2013 корпорация специально продемонстрировала трансформируемые ультрабуки с сенсорным управлением.
Успех Intel в деле привлечения потребителей к трансформируемым ультрабукам с сенсорными экранами во многом будет зависеть от активности корпорации Microsoft, продвигающей новую операционную систему Windows 8, которая в полной мере позволяет оценить достоинства портативных компьютеров с сенсорным управлением. Пользователям, которые хотят работать с такими устройствами, нужно осваивать интерфейс Windows 8.
«Со стартом продаж Windows 8 в Microsoft начали агрессивно рекламировать свою новую ОС и предпринимать другие усилия по продвижению ее на рынок, – отметил Стайс. – Производителям необходимо продолжать разъяснять преимущества ультрабуков и их отличия от привычных компьютеров, не ограничиваясь одними лишь упоминаниями о тонкости, легкости и компактности этих устройств».
Внимание конечных потребителей надо акцентировать на большой продолжительности непрерывной работы ультрабуков от батареи. Это, пожалуй, самый простой способ выделить их из бесконечной череды планшетов и других ноутбуков.
«При таком объяснении людям сразу все понятно, – указал Стайс. – Никаких заумных технических терминов. Семь часов лучше, чем шесть. Это сразу бросается в глаза. Когда приходится выбирать между планшетом и новым ультрабуком со сравнимым или даже более длительным сроком непрерывной работы от батарей, второй вариант, безусловно, заслуживает внимания».
Что касается корпоративного рынка, перед производителями ультрабуков открывается отличная возможность воспользоваться тенденцией увеличения числа мобильных работников. Применение сотрудниками на работе своих собственных устройств получает все большее распространение. Пользователи сами выбирают размеры моделей, которые лучше им подходят. Тот, кто купил iPad уже давно, возможно, в следующий раз предпочтет планшету ноутбук.
«Трансформируемые компьютеры на платформе x86 обладают рядом существенных преимуществ, – пояснил Стайс. – Они полностью совместимы с приложениями, установленными на старых компьютерах. Владельцы iPad всего этого лишены. Кроме того, ультрабуки оснащены полноценной клавиатурой и обладают развитыми функциональными возможностями. Для многих пользователей это имеет очень большое значение».
Первый год присутствия на рынке ультрабуков положил начало дальнейшим инновациям в сфере ПК. Неудачи этого периода в перспективе забудутся, а новые устройства будут проектироваться с учетом функциональных особенностей первопроходцев рынка. Даже если название «ультрабук» не приживется, его влияние все равно сохранится.
«В конечном итоге, мы пришли к тому, чего и пытались добиться в Intel – к внедрению инноваций в отрасли и переходу к устройствам тех размеров и форм, которые позволяют им успешнее конкурировать на рынке, – заметил Стайс. – Будем ли мы по-прежнему иметь дело с ноутбуками в форм-факторе прямоугольных коробок, которые все знают и любят? Весьма вероятно, потому что цены на них остаются достаточно низкими. Но мне хотелось бы двигаться дальше, в направлении более тонких устройств. А будут они называться ультрабуками или как-то иначе, покажет время».