Ради поддержания темпов роста компании Константин Шляхов готов кого-нибудь купить |
Традиционно подводя очередные итоги работы компании «Марвел-Дистрибуция» за год, Константин Шляхов, ее генеральный менеджер, отметил, что если с 2008 года, когда было куплено дистрибьюторское подразделение «Эримекса» (см. «Победила дружба», Computerworld Россия, № 6, 2008), дистрибьютор развивался за счет органического роста, то в этом году планируется приобрести кого-то из конкурентов. Переговоры об этом уже ведутся с рядом претендентов.
Что до года минувшего, то по его итогам оборот «Марвел-Дистрибуции» вырос на 30%, у компании сто с лишним вендоров, более 3,7 тыс. партнеров из более чем двух сотен городов, офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Алма-Ате, представительство в Тбилиси.
Основное событие в жизни компании за год — реструктуризация. В середине года (см. «Неожиданность в розницу», Computerworld Россия, № 21, 2012) департамент «Ноутбуки, ПК и серверы» был разделен на два — «Ноутбуки, ПК и планшеты» (кодовое наименование в компании — NB) и «Серверы и СХД» (Serv), а у Шляхова появились два заместителя — Сергей Лапко (по проектному бизнесу) и Вадим Степанишин (по розничному), прежде возглавлявшие департаменты «Сети и телекоммуникации» (Net) и «Цифровая техника и мобильные средства связи» (DMC) соответственно. А Влас Петров, руководивший разделенным департаментом «Ноутбуки, ПК и серверы», стал главой новой структуры — дирекции по развитию бизнеса.
В результате распределение продаж по департаментам стало более равномерным — на NB в 2012 году пришлось 37% оборота, на Net – 26%, на DMC – 24% и на Serv — 13%. Доминирование «розницы» (на департаменты DMC и NB пришлось 61% оборота, на Net и Serv — 39%) компенсировалось более быстрым ростом корпоративного направления (25 и 39% соответственно). «Ноутбуки» смогли похвастаться ростом продаж продукции Apple на 77%, планшетов — на 150% (по оценкам, основанным на собственных данных и данных аналитиков, «Марвелу» принадлежит 15% российского рынка планшетов) и выходом к концу года в первую тройку партнеров Samsung, сотрудничество с которой началось в феврале. Сетевой департамент стал «дистрибьютором года» Cisco в регионе EMEAR и лучшим партнером Extreme Networks в EMEA (рост продаж — 169%). Департамент «Серверы и СХД» смог на неторопливом корпоративном рынке поднять продажи устройств Hitachi на 154% и серверов HP – на 48%. Департамент «Цифровая техника» обеспечил рост продаж техники Nikon (148%), смартфонов (43% — в денежном, 63% — в количественном исчислении) и вывел компанию на первое место среди российских дистрибьюторов HTC.
Десятка лучших вендоров претерпела некоторые изменения — на первое место благодаря стремительному росту вышла Apple, Cisco (рост продаж — 14%) стала второй. Также можно отметить взлет компании Ericsson, вошедшей в первый же год в десятку за счет нескольких крупных поставок операторского оборудования для создания сетей нового поколения, и сокращение продаж Packard-Bell и IBM (на 2 и 5% соответственно). Packard-Bell подвела организационные проблемы при изменении ее отношений с Acer; что до IBM, то в прошлом году поставки ее продукции выросли на 110% благодаря ряду крупных контрактов, которые, разумеется, случаются не каждый год.
Крупнейшую партнерскую прослойку составили системные интеграторы (40% продаж, 30% роста по отношению к 2011 году) Далее следуют компьютерная розница (20 и 25% соответственно), бытовая розница (14 и 10%), сотовая розница (10 и 100%), корпоративные реселлеры (10 и 45%) и интернет-магазины (5 и 45%). Еще 1% продаж пришелся на «прочее».
Казахстанский офис по-прежнему растет опережающими темпами, в 2012 году — на 60% (национальный рынок в целом – на 25%). Ему удалось стать лучшим дистрибьютором Acer, Cisco и Canon, а также получить эксклюзив на продажу смартфонов HTC.
Планы компании относительно 2013 года — традиционно «расти быстрее рынка». Причин второй год скрывать «план по валу» несколько. Это и упоминавшиеся грядущие покупки, и, как обычно, неопределенность на рынке, причем, наверное, не столько на корпоративном (федеральных выборов не предвидится), сколько на розничном. Продажи компьютерной и особенно бытовой розницы отстают от средних темпов роста бизнеса «Марвела», причем такое положение, скорее всего, не только у партнеров компании — по объективным причинам. По данным агентства Nielsen, например, индекс потребительского доверия в России упал с 87 до 84%, что чуть выше показателей послекризисных мая–июня 2009 года (82%).