Ян Юаньцин: «В течение ближайших двенадцати месяцев мы рассчитываем занять 5% российского рынка смартфонов» |
О том, как компания ощущает себя на относительно новом для нее мобильном рынке и какие задачи перед собой ставит, Computerworld Россия рассказал ее генеральный директор Ян Юаньцин.
- В третьем квартале 2012 года Lenovo, по данным Gartner, впервые стала крупнейшим в мире производителем ПК. По сравнению с масштабами этого бизнеса насколько важно для компании присутствие на рынке мобильных устройств и участие в нынешнем конгрессе?
Наш интерес к рынку мобильных устройств объясняется довольно просто. Текущую технологическую эпоху мы называем PC Plus в противовес «пост-ПК», о которой многие говорят. Мы не отказываемся от ПК, но дополняем наш бизнес новыми устройствами и софтом. Нам интересны не только компьютеры, но и мобильные устройства для связи и доступа в Интернет, такие как планшеты и смартфоны. Нашей первой задачей было завоевать достойную позицию на китайском рынке. В прошлом квартале мы продали в Китае 9 млн смартфонов. Lenovo — пятый производитель смартфонов в мире, но в Китае мы уже занимаем второе место, уступая только Samsung. Наша цель — завоевание мировых рынков, сначала развивающихся, потом развитых.
- У Lenovo есть стратегия по выводу смартфонов на рынки развитых стран?
Развитые и развивающиеся рынки требуют разных подходов. На развивающихся рынках важную роль играет правильное продуктовое предложение. Мы знаем, что и как нужно делать для успеха на развивающихся рынках. Наши продажи в Китае это подтверждают. Для развитых рынков важно сотрудничество с мобильными операторами. Это наш следующий шаг. Прежде всего мы продолжим усиливать наши позиции на рынке ПК, затем выведем на рынок наши планшеты и только потом — смартфоны. Но все это — планы, а пока мы сконцентрированы на развивающихся рынках.
- По оценкам глобальных операторов, перелом на рынке мобильной связи произойдет, когда китайские производители смогут опустить цену смартфонов начального уровня до 30-40 долл. Это реально?
Цены могут достичь такого уровня, но не в ближайшие пару лет.
- Какой ценовой сегмент является для вас приоритетным при выводе смартфонов на рынки развивающихся стран?
Наш успех в Китае был определен тем, что мы обеспечили хорошее предложение во всех сегментах. Этой политики мы будем придерживаться на всех развивающихся рынках. У нас есть модели и начального, и среднего уровня, и премиум-класса. Мы всегда стараемся предлагать смартфоны по самой привлекательной цене, с учетом их технических характеристик. Но это не значит, что мы планируем продавать только дешевые модели.
- ZTE представила на конгрессе несколько моделей на базе Firefox OS. Планирует ли Lenovo поддержку новых операционных систем для смартфонов?
Мы сконцентрировались на производстве смартфонов на базе Android. Возможно, в будущем мы также поддержим Windows. Мы выпускаем компьютеры и планшеты на базе этой операционной системы. У нас тесные, хорошие отношения с Microsoft. Многие наши пользователи хотели бы иметь компьютер, планшет и телефон, использующие один и тот же интерфейс. Вероятно, мы предложим им такую возможность. Но больше двух операционных систем мы поддерживать не будем.
Для успеха на мобильном рынке недостаточно иметь хорошую операционную систему — необходимо сформировать и поддерживать связанную с ней экосистему. Сейчас таких экосистем две: iOS и Android. Есть все основания предполагать, что к ним присоединится Windows. Пять-шесть экосистем одновременно ни разработчики, ни рынок не выдержат.
- Ожидаете ли вы появления новых форматов и форм-факторов в области мобильных устройств?
Мы постоянно предлагаем такие решения. Модель Yoga можно использовать как традиционный ноутбук, но если сложить ее экраном вверх, она превращается в планшет. Принципиальным для комфортной работы я считаю наличие клавиатуры. Она может быть складной, отстегивающейся, но для любых устройств с диагональю экрана больше 7 дюймов, на которых пользователи планируют не только потреблять, но и создавать информацию, клавиатура нужна. Традиционным ноутбукам необходимо трансформироваться, чтобы выжить в новых условиях. Lenovo Yoga, которую можно использовать и как ноутбук, и как планшет, — отличный пример. Мое мнение: ноутбук как платформа будет существовать до тех пор, пока сохранит способность эволюционировать.
- Каковы ваши планы относительно бренда ThinkPad? В линейке ThinkPad уже появились планшеты. Возможно ли появление смартфона под этим брендом?
Мы используем бренд ThinkPad для продуктов премиум-класса и будем продолжать его развивать. Но планов по выпуску ThinkPhone у нас пока нет.
- Многие производители ПК ожидали, что запуск Windows 8 придаст ускорение всей отрасли. Насколько успешно начались продажи устройств на новой операционной системе?
Мы удовлетворены уровнем продаж. Microsoft потребуется некоторое время, чтобы обучить пользователей, объяснить преимущества интерфейса, в котором значительную роль играют сенсорные экраны.
- Обучение пользователей — задача Microsoft, или вы тоже должны принимать в этом участие?
Это сфера нашей совместной ответственности. В конце концов покупатель получает устройство из наших рук и мы должны быть уверены, что ему будет комфортно с ним работать. Поэтому мы будем совместно с Microsoft заниматься обучением.
Еще одна зона нашей ответственности — доводить до Microsoft пожелания пользователей. Они очень быстро реагируют и постоянно вносят улучшения в Windows.
- Вы готовы к тому, чтобы перевести все устройства Lenovo на сенсорный интерфейс?
Пока это вопрос цены. Сенсорные экраны повышают стоимость компьютеров, и нет уверенности, что все пользователи готовы платить больше за возможность пользоваться новым интерфейсом. Но уже в нынешнем году половина всех наших устройств будет оснащена сенсорными экранами.
- Бизнес по производству мобильных устройств находится в инвестиционной фазе или уже приносит прибыль?
В Китае и продажа смартфонов, и продажа планшетов — прибыльный бизнес для нас. Мы начали продавать смартфоны в Индии, России, Индонезии и Вьетнаме. На очереди развитые рынки. В отличие от большинства наших конкурентов мы сами производим устройства; это дает определенные финансовые преимущества.
- Есть ли у вас первые цифры продаж с российского рынка? Какие цели вы перед собой ставите?
В течение ближайших двенадцати месяцев мы рассчитываем занять 5% российского рынка смартфонов.
- Lenovo выходит на российский рынок практически одновременно с Huawei. Считаете ли вы эту компанию своим главным конкурентом?
Все компании, которые продают смартфоны, — наши конкуренты. Nokia — наш конкурент, Samsung — наш конкурент. В Китае мы продаем больше смартфонов, чем Huawei. В остальном мире пока уступаем, но мы представлены в меньшем числе стран и только начинаем свое продвижение за пределы Китая. Думаю, у нас хорошие шансы.