Несмотря на то что количество преступлений, связанных с использованием контрафакта, снижается (пик их пришелся на 2007 год), а доля лицензионных программ в России за последние девять лет выросла почти втрое (с 13 до 37%), правообладатели в целом не считают, что ситуация с компьютерным пиратством в нашей стране стала улучшаться. Более того, они полагают, что за полтора-два года наметились негативные тенденции, которые вновь могут привести к росту компьютерного пиратства и отбросить национальную индустрию создания и распространения программных продуктов на исходные позиции.
Как рассказала заместитель директора НП ППП Анна Лавринова, почти все члены партнерства отмечают отсутствие улучшений в большинстве пиратских сегментов, исключая розничную торговлю контрафактными дисками. Но снижение количества розничных продавцов означает лишь то, что покупательский спрос сместился в онлайн и потребители нелицензионного программного обеспечения теперь предпочитают не покупать его с лотка, а скачивать в Интернете, подчеркнула Лавринова. По данным опроса, проведенного НП ППП среди своих членов, выяснилось, что по степени приносимого вреда Интернет лишь немногим уступает «черным внедренцам», которые, к тому же, зачастую копируют контрафакт из той же глобальной сети. Около 41% опрошенных, сообщила Лавринова, отметили рост количества контрафактной продукции в Интернете и только 12% зафиксировали здесь обратную динамику во втором полугодии 2012 года. Что касается других сегментов, то ухудшение ситуации с «черными внедренцами» в том же периоде зафиксировали 24% опрошенных, в случае с конечными пользователям рост составил 9%, увеличение количества случаев продажи контрафакта предустановщиками ПО отметили 5% и только 3% членов НП ППП считают возросшим уровень угрозы со стороны розничных продавцов.
Что же касается снижения количества уголовных дел в отношении распространения контрафакта, то здесь причину надо искать не столько в уменьшении количества пиратов, сколько в падении активности со стороны правоохранительных органов, считают в НП ППП. Этому способствовала реформа МВД в 2011 году и ликвидация ряда подразделений, в том числе тех, что занимались расследованиями правонарушений в сфере авторских прав. Кроме того, в декабре 2011 года был повышен порог наступления уголовной ответственности до 100 тыс. руб., что, однако, не привело к увеличению количества административных наказаний, скорее напротив, отметила Лавринова. Если в 2010 году в судах общей инстанции было рассмотрено более 13 тыс. административных дел по ст. 7.12 КоАП РФ, то в 2012 году таких дел было рассмотрено уже менее 4 тыс.
На законных основаниях
Активности пиратов, и в первую очередь тех, которые действуют в интернет-сфере, немало способствует и слабая проработка соответствующего законодательства. Проблему как предотвращения распространения нелицензионного ПО и его использования, так и наказания за эти действия, пытаются решить многие страны, но не всегда успешно, рассказала заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами компании «Ростелеком» Елена Войникайнис. Например, во Франции с 2009 года действует так называемый закон HADOPI, обязывающий провайдера в случае злостного нарушения пользователем авторских прав блокировать последнему доступ в Интернет. Закон, который вызвал большое возмущение во Франции и обошелся более чем в 20 млрд евро, в итоге оказался нерабочим, отметила Войникайнис: более 90% пользователей, получивших вторичное уведомление об уличении их в использовании нелицензионного контента, не были наказаны в соответствии с законом.
В России права авторов регулируются Гражданским кодексом, а основным инструментом наказания за нарушение авторских прав является ст. 146 УК РФ. Вместе с тем российское законодательство в настоящее время не регулирует все аспекты нарушения авторских прав, в частности не решает проблему ответственности информационных посредников. Закрыть многие из существующих лакун призван проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях профилактики и пресечения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», который подготовило Минкультуры, сообщила представитель ведомства Екатерина Демидова. Одним из важных нововведений, предлагаемых в проекте, является усиление ответственности информационных посредников за размещение нелицензионного контента. В целом члены НП ППП данный проект поддерживают, однако считают, что и он в нынешнем виде оставляет ряд вопросов нерешенными. В частности, это вопросы блокирования доступа к ресурсам, находящимся вне юрисдикции РФ, а также проблемы размещения нелицензионного контента на торрент-ресурсах.
Члены НП ППП рассказали, какие виды пиратства наносят им наибольший вред.
38% — «черные внедренцы»
33% — интернет-пираты
22% — пользователи
2% — розница
3% — предустановщики ПО
2% — плагиат
Источник: НП ППП, февраль 2013.