Данная система должна быть введена в строй до 1 января 2015 года, когда вступит в законную силу технический регламент таможенного союза 018/2011, требующий обязательного оснащения транспортных средств терминалами ЭРА. К этому времени все большегрузные машины и автобусы должны быть оснащены соответствующим оборудованием. В дальнейшем, с 1 января 2017 года, все новые автомобили в России должны продаваться уже с предустановленными в них терминалами аварийной службы, а к 2020 году такие терминалы должны быть установлены вообще на всех автомобилях в нашей стране. На создание государственной системы ЭРА-ГЛОНАСС планируется потратить из бюджета 3,9 млрд руб.
Основная цель создаваемой системы — сохранение жизни людей при ДТП. Россия ежегодно теряет на дорогах почти 28 тыс. человек, причем только 3% пострадавших погибает во время самого ДТП, а более половины, 56%, умирает, не дождавшись квалифицированной медицинской помощи. Именно на снижение этого показателя и направлено в первую очередь создание системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Технологически ЭРА-ГЛОНАСС опирается на европейские разработки, осуществленные в рамках проекта аварийных служб eCall, который предполагает использование каналов экстренной связи GSM для передачи сведений об аварии. При срабатывании датчика аварии сигнал о состоянии автомобиля и его географическом местонахождении шифруется и передается тоновым набором по голосовому каналу в центр обработки таких сигналов. Если в этот момент была нажата тревожная кнопка, то оператор службы ЭРА-ГЛОНАСС может установить голосовое общение с пострадавшими, выяснить подробности происшествия и предоставить необходимую помощь.
Предполагается интеграция центра обработки вызовов ЭРА-ГЛОНАСС с системой обработки экстренных вызовов 112, которая сейчас создается в России. При этом услуги по экстренному реагированию на аварии государство, как заверяет Алексей Цыденов, заместитель министра транспорта РФ, будут предоставляться бесплатно, а стоимость самого терминала не должна превышать 3 тыс. руб. Ежегодный экономический эффект от разворачивания системы оценивается в 500 млрд руб. «В регионах пилотного внедрения системы удалось до нуля снизить аварийность школьных автобусов», — отметил Цыденов. Предполагаемый срок окупаемости системы 4-12 месяцев.
Хотя основная цель правительства при создании системы ЭРА-ГЛОНАСС — оперативное реагирование на аварии для сокращения смертности от несчастных случаев, построенную систему можно использовать в том числе и для предоставления дополнительных сервисов автомобилистам. Одним из основных на сегодняшний день является предотвращение угона — тот же терминал используется для передачи сведений о попытке взлома машины и для поиска машины по ее координатам в случае, если машину удалось угнать. Еще одним важным применением этой системы может быть интеллектуальное страхование — автоматическое расследование инцидентов с определением степени вины, ущерба и расходов на предстоящий ремонт.
Терминал может использоваться и для навигации, и для получения мультимедийного контента, и даже для работы с Интернетом. Некоторые автопроизводители, например Volvo, BMW, Mazda, Ford и др., уже встраивают такие системы в свои автомобили, выдавая это за конкурентное преимущество.
Таким образом, создавая систему ЭРА, Российское государство рассчитывает на развитие новых сервисов для автомобилистов: охранных, страховых, информационных и развлекательных. Этот рынок существует уже и сейчас. Такие компании, как «Цезарь Сателлит», Autolocator, уже устанавливают в России устройства на машины своих клиентов и предоставляют на их основе дополнительные сервисы. С вводом же системы в действие все эти компании будут пользоваться единой инфраструктурой ГАС «ЭРА-ГЛОНАСС». Вместе с тем и сама система станет действовать по модели виртуального оператора на базе сотовых сетей МТС, «ВымпелКома», «МегаФона» и «Ростелекома», чье совокупное покрытие дорог в России на текущий момент составляет 90%. Дальнейшее покрытие автотрасс невыгодно для операторов, тем не менее они в соответствии с распоряжением правительства выделили около 5 млрд руб. на строительство объектов связи, которые должны обеспечить полное покрытие федеральных трасс сигналами мобильной связи. Таким образом, государство гарантирует более эффективную работу инфраструктуры поиска угнанных машин, чем любая частная охранная система.
Эффект экстренного реалирования
По оценкам Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», внедрение ЭРА-ГЛОНАСС будет иметь значительный экономический эффект.
Отрасль | Оптимистическая оценка, млрд руб. | Сдержанная оценка, млрд руб. |
---|---|---|
Корпоративныый автотранспорт | 150 | 70 |
Коммерческий автотранспорт | 49 | 23 |
Сельское хозяйство | 48 | 7 |
Добывающая промышленность | 47 | 12 |
Строительство | 48 | 20 |
Железнодорожный транспорт | 43 | 9 |
Снижение случаев угона автомобилей | 30 | 10 |
Воздушный транспорт | 17 | 9 |
Косвенные доходы | 950 | 350 |
Общие | 1382 | 510 |
Источник: НП «ГЛОНАСС», декабрь 2012.