Проблемы транспорта обсуждали 13 марта представители операторов на конференции TransportNetworks Russia 2013, организованной ComNews Conferences.
Восточная Европа, по данным исследовательской и консалтинговой компании TeleGeography, стала в период с 2008-го по 2012 год четвертым в мире регионом по росту международного трафика Интернета, усредненное ежегодное увеличение которого превысило здесь 75%. Лидерами в данной области являются Ближний Восток, Азия и Африка, причем большая часть объемов трафика – до 95% из Ближнего Востока и до 60% из Азии – проходит через США и Европу в основном через морские кабельные системы.
В сложившейся ситуации, полагают в «Ростелекоме», наша страна благодаря своему географическому положению может стать уникальным транзитным «хабом», предлагающим более короткие наземные маршруты, которые обеспечивают взаимодействие сетей международных и национальных операторов с гораздо меньшими задержками передачи данных.
«Ростелеком» уже около десяти лет предлагает сервисы транзита данных между Европой и Азией в рамках проекта «Транзит Европа-Азия» на основе собственной сети DWDM и сетей партнеров в Европе и Азии. В прошлом году введены в действие три альтернативных маршрута в Азию, завершено строительство трансмагистрального перехода Российская Федерация – Монголия. Новым проектом компании в западной части страны стало строительство линии Fast Line протяженностью 3200 км, связывающей Москву, Минск и Франкфурт-на-Майне. Ввод ее в эксплуатацию с пропускной способностью 500 Гбит/с запланирован на первый квартал текущего года.
В компании «МегаФон» намерены в этом году построить первые магистральные участки сети DREAM (Diverse Route for European and Asian Markets). В рамках этого проекта осуществляется создание двух оптоволоконных линий, которые соединят Германию с Китаем и пройдут через Казахстан. Ожидается, что осенью появятся фрагменты сети, проходящие через Украину. Наряду с этим «МегаФон» совместно с латвийским оператором Lattelecom и Deutsche Telekom уже организовал транзитный маршрут Baltic Highway на базе сетей DWDM для передачи данных из России и Азии в точку обмена трафиком во Франкфурте-на-Майне. Пропускную способность сетевой инфраструктуры «МегаФона» планируется увеличить до 1,5 Тбит/с, а быстродействие сети DWDM довести до 100 Гбит/с на длину волны.
В условиях современного рынка телекоммуникаций операторы магистральных сетей стараются превентивно наращивать производительность инфраструктуры, чтобы отвечать на растущие запросы рынка. Стратегия развития компании «ТрансТелеКом» предусматривает строительство многоуровневой транспортной сети DWDM с использованием оптических коммутаторов.
Ее новая основная магистраль рассчитана на быстродействие 100 Гбит/с на одной длине волны, использование 96 длин волн и суммарную производительность, составляющую 9,6 Тбит/с. Региональный уровень агрегации предусматривает применение имеющегося в настоящее время оборудования DWDM, быстродействие которого варьируется в пределах от 10 до 100 Гбит/с. На уровне местных сетей технология xWDM должна постепенно заменить SDH.
Активными игроками рынка транзита являются также компании «ВымпелКом» и МТС; последняя, в частности, располагает в нашей стране волоконно-оптической сетью протяженностью около 140 тыс. км (см. также «‘Большая пятерка’ поделит транзит», Computerworld Россия, 9 марта 2011).
Отечественные операторы обладают, вероятно, совокупными ресурсами, позволяющими довести технологические параметры и топологию российского «хаба» до соответствия требованиям международного рынка. В TeleGeography считают, что к 2015 году потребность в производительности магистральных сетей нашей страны должна превысить 27 Тбит/с с учетом международного транзита, объемов трафика Интернета и мультимедийных сервисов. Однако для успеха нужно преодолеть конкуренцию традиционных поставщиков сервисов подводного транзита. По данным портала submarinenetworks.com, стоимость строительства новых подводных кабелей, введенных в действие или планируемых к вводу между Европой и Азией в период с 2011-го по 2013 год, приближается к 1,5 млрд долл.