Возможно, самый сильный коммерческий аргумент в пользу анонсированного недавно гибридного облачного сервиса компании VMware, а также причина, по которой он способен изменить правила игры на рынке инфраструктуры в виде сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS), — в том, что теперь у заказчиков будет единая платформа для внутреннего частного облака и внешнего, управляемого VMware.
Единство частной и публичной облачных сред упростит для пользователей достижение «облачного идеала» — создания гибридной инфраструктуры, включающей в себя частное и публичное облака и позволяющей масштабировать приложения в любом из них в зависимости от потребностей в ресурсах.
Именно это надеются предложить в VMware заказчикам, объясняют аналитики. Но реализуется ли этот замысел, большой вопрос.
Идея использования единой платформы для публичного и частного облаков не нова. В Microsoft, например, предлагают инструментарий Windows System Center для управления ИТ-средой, защищенной межсетевым экраном, и Windows Azure в качестве публичного облака. Аналогичную возможность предоставляет платформа OpenStack; у компании Rackspace, например, на ней основано публичное облако, и ту же платформу она предлагает для развертывания частных. Даже у такого гиганта рынка IaaS, как Amazon Web Services, есть партнеры, например, Eucalyptus, которые предлагают частное облако, аналогичное AWS.
Анонсируя публичное облако, в VMware упрощают для заказчиков достижение упомянутого «идеала» — динамического взаимодействия публичных и частных облачных ресурсов, полагает аналитик Forrester Research Дэвид Бартолетти. Другими словами, в VMware создали «убийцу» Amazon?
«Несомненно, нет, — уверен аналитик Gartner Крис Вольф. — Скорее, это инструмент выживания VMware, который поможет компании дальше держаться на плаву». VMware вынуждена была пойти на этот шаг, уверен эксперт: «Быть традиционным поставщиком программного обеспечения в эру облаков — не рецепт долгосрочного успеха».
Но это не значит, что заказчики начнут массово переходить на инфраструктуру в виде сервиса от VMware. Существуют препятствия, которые будут затруднять для компании набор клиентуры, считает Бартолетти. В Amazon Web Services, например, сделали свои облачные ресурсы привлекательными для разработчиков, которые отказываются от локальной модели, чтобы получить быстрый недорогой доступ к виртуальным машинам и хранению. В VMware же ориентируются на иную аудиторию: специалистов, отвечающих в ИТ-отделах за инфраструктуру, виртуализацию и операции. Но как они отнесутся к переходу в облако? Некоторые рассматривают облачные вычисления, как угрозу своему рабочему месту или имеют сомнения по поводу безопасности, соответствия нормативам и пригодности облаков для критически важных приложений.
Но в некоторых отношениях у VMware есть преимущество перед другими провайдерами IaaS благодаря единой платформе управления. «Апеллируя к операторам инфраструктуры в ИТ-отделах, в компании могут делать акцент на том, что они смогут пользоваться теми же инструментами управления, — поясняет Бартолетти. — VMware уже предлагала публичные облака через партнерскую экосистему vCloud Director, но больших успехов не добилась, тогда как публичное облако, контролируемое самой VMware, могло бы привлечь интерес заказчиков».
Но предложить инфраструктурный стек с единой платформой управления для публичного и частного облака — недостаточно, чтобы завоевать мир IaaS, считает Уэйн Поли, исследователь из Enterprise Strategy Group: «Наличие инфраструктуры — сегодня лишь начальная ставка для рынка IaaS. Должен быть еще пакет сервисов». В этом отношении серьезную конкуренцию VMware может составить Microsoft, интегрировавшая в единую экосистему Systems Center, Azure Cloud и Office 365.
Но VMware располагает теми же возможностями в том, что касается сервисов, особенно учитывая наличие у компании средств виртуализации сетей, полученных с покупкой Nicira, которые VMware анонсировала одновременно с гибридным облаком.
Еще один большой вопрос, связанный с гибридным облаком VMware, — что теперь будет с партнерской сетью компании. В VMware постоянно заявляют об ориентации на партнерства, однако предложенная ею IaaS явно конфликтует с интересами партнеров по программе vCloud Director. Но по мнению аналитиков, есть способы сгладить эти конфликты.
В частности, партнеры VMware могли бы предлагать сервисы, предназначенные для различных вертикальных отраслей. Например, VMware может присвоить кому-либо статус провайдера облаков, сертифицированного на соответствие законам для отрасли здравоохранения, а другой партнер может работать с заказчиками из государственного сектора. Еще один способ сохранить мир с партнерами — использовать их ресурсы.
VMware исторически была только разработчиком ПО, поэтому в отличие от других крупных компаний, предложивших решения IaaS, — таких как HP, Dell и IBM, — VMware не располагает уже готовой сетью крупных центров обработки данных по всему миру, в которой можно было бы осуществлять хостинг нового решения.
«Использование датацентров партнеров для предоставления сервисов под собственной маркой позволит сохранить с ними мир и даст VMware возможность развертывать новые пункты хостинга облаков очень быстро и с минимальными инвестициями», — полагает Карл Брукс, аналитик 451 Research Group.
Между тем, VMware еще только начала развертывание своей IaaS. Хотя слухи об этом ходили уже несколько месяцев, конкретные планы были изложены лишь совсем недавно, и по сравнению со многими другими провайдерами VMware выходит на рынок довольно запоздало. Вся соль в подробностях, полагает Бартолетти, а VMware пока не публикует сведений о том, как и по каким расценкам будет предлагаться облако. Пока не станут известны детали, какие-либо выводы о новом сервисе делать рано.