Samsung
Samsung есть кого выставить на любой дистанции. Источник: Secl/Wikipedia

Мы приближаемся — или уже вошли — в эпоху карманной электроники Samsung.

Торговая марка Samsung сейчас входит в число самых ценных ресурсов на планете.

Samsung заняла свое уникальное положение, постепенно выдавливая конкурентов на рынках потребительских товаров. К телефонам и планшетам она подошла так же, быстро выпуская на рынок все более совершенные устройства или добавляя пусть и небольшие, но эффектные функции.

Возникает вопрос, способна ли компания создать нечто действительно принципиально отличающееся от других предложений, как это делает ее конкурент, компания Apple.

Способность Samsung конкурировать одновременно на нескольких рынках не оспаривается. Недавно компания анонсировала новый планшетный компьютер Galaxy Note с 8-дюймовым дисплеем, а ее новый смартфон Note, по некоторым данным, будет иметь 6,4-дюймовый экран.

Это означает, что модели смартфонов и планшетов Samsung вскоре будут отличаться по экрану на один дюйм на устройствах всех формфакторов, от 4 до 11,6 дюйма. Они продаются с различным функционалом на разных рынках за разную цену, а это означает, что в каждой части света компания может предложить подходящие модели.

«Они действуют буквально во всех сегментах, они даже вступают в соперничество с Apple еще до выпуска нового продукта, — отметил Эндрю Рассвейлер, аналитик IHS iSuppli. — Образно говоря, Samsung есть кого выставить на любой дистанции».

Такая широта диапазона дается компании не в ущерб «породе» ее устройств. Ее флагманское семейство Galaxy S — первое, составившее реальную конкуренцию iPhone на рынке смартфонов старшего класса. Недавно компания сообщила, что вскоре представит Galaxy S IV, то есть всего 10 месяцев спустя после выпуска S III.

Компания сейчас отличается высокой рентабельностью. Ей сопутствует успех. По недавним данным, Samsung доминирует на мировом рынке мобильных телефонов по числу поставленных устройств и лидирует на мировом рынке смартфонов. Если вы видите в руках у кого-то устройство под управлением Android, с огромной вероятностью, это устройство Samsung.

Успех компании уходит корнями в ее историю на рынке компонентов. Когда Samsung Electronics набирала силу на рынке мобильных устройств в 2004 году, Йонг Янг Юнь, тогда генеральный директор компании, выразил свое мнение относительно развития рынка устройств: «Скорость — вот главный залог успеха на рынке скоропортящихся товаров массового спроса — от сашими до мобильных телефонов. Даже очень дорогая рыба через день-два сильно теряет в цене».

Для Samsung телефоны не являются «революционизирующим продуктом», как заявляла Apple, когда представляла свой первый iPhone. Компания не ставит перед собой цель, чтобы у ее покупателей, по выражению Стива Джобса, «сердце пело».

Напомним, что Samsung Electronics — флагман Samsung Group, конгломерата корейских компаний, занимающихся едва ли всеми видами деятельности, от модного бизнеса до здравоохранения. Группа, специализирующаяся на электронике, была основана в 1969 году для выпуска бытовых устройств, таких как холодильники и телевизоры, и постепенно освоила производство полупроводниковой продукции. Первым действительным международным успехом Samsung стали накопители DRAM. Она начала их выпуск спустя много времени после того, как такие устройства стали производить в США и Японии, но вскоре обошла конкурентов. Она отвоевывала все новые и новые позиции с появлением каждого нового поколения чипов, пока не вышла в технологические лидеры в начале 90-х годов XX века.

Аналитики, которые уже давно наблюдают за Samsung, отмечают, что такая глубокая сосредоточенность на небольших постоянных технических усовершенствованиях до сих пор остается основой стратегии компании.

«Samsung не предложила ни одного нового продукта. Она совершенствует существующие и предлагает их новые поколения — гораздо лучше, дешевле и быстрее, — пояснил Си Джин Чанг, профессор Национального университета Сингапура. Он написал книгу о том, как Samsung одержала верх над Sony, переживающей сейчас трудные времена. — Своим теперешним успехом компания обязана опыту, полученному при работе над DRAM, поскольку это первая продукция, на которой ей действительно удалось заработать».

Производство потребительской электроники до сих пор остается самым крупным источником дохода для компании. Но она и ведущий в мире производитель компонентов, например флэш-памяти NAND, DRAM, жидкокристаллических экранов и процессоров для мобильных телефонов.

По словам Чанга, идеология «цифрового сашими» прослеживается во всех семействах продуктов Samsung.

Как и в полупроводниках, используемых в устройствах хранения и экранах, в нынешних семействах смартфонов и планшетов наблюдается такой же постепенный прогресс. Каждая новая модель становится тоньше, получает все более совершенный экран и быстрые процессоры, а также аппаратные расширения, такие как чипы радиосвязи ближнего радиуса действия NFC, но при этом общая концепция устройств не изменяется.

«В Samsung сейчас происходит то же, что и в японских компаниях, когда они были на пике славы и их продукты становились все дешевле и дешевле», — отметил Хироики Шимидзу, аналитик компании Gartner.

Шимидзу сказал, что путем выхода из этой спирали может быть программное обеспечение, но Samsung пока не удавалось добиться успеха в разработке собственного ПО. Компания практически отказалась от операционной системы Bada, которая была объявлена в 2010 году, и почти полностью зависит от Android как ядра для поддержки мобильного цифрового контента, будь то карты, приложения или видео.

«Samsung подчеркивает такие достоинства своих продуктов, как скорость и качество исполнения. Но эти характеристики можно назвать полной противоположностью креативности, — посетовал Чанг. — Программное обеспечение позволяет добиться большей индивидуальности и требует нестандартного мышления».

В то же время Samsung, по сути, открыла новые сегменты рынка смартфонов.

Несмотря на то что компании до сих пор не пришлось создать принципиально нового типа устройства, поставки компонентов упрощают для нее захват новых кусков рыночного пирога. Когда в 2011 году компания выпустила первый Galaxy Note, телефон со слишком большим, как казалось, экраном 5,3 дюйма, она выбрала удачный слоган для этой новинки «Телефон? Планшет? Нет — Galaxy Note».

Позднее Samsung сообщила, что продала 10 млн устройств за девять месяцев, создав новую подкатегорию устройств, а теперь готовит к выпуску их третье поколение. Большинство компаний-конкурентов, в том числе ее географические соседи — LG, ASUS и Huawei, с тех пор тоже анонсировали подобные сверхбольшие телефоны, а IHS iSuppli полагает, что в этом году будет продано 60 млн телефонов с экранами свыше 5 дюймов.

«Это революционный подход, — отметил Рассвейлер. — Лучший способ попробовать что-то — сделать это что-то и посмотреть, что будет».

Способность Samsung самостоятельно производить большинство аппаратных компонентов и ее большие «закрома» означает, что компания может «играть» на таких устройствах, как Note. Это также обеспечивает ей значительное преимущество перед конкурентами.

Когда человек звонит по телефону или нажимает на экран iPhone, биты совершают своего рода виртуальное путешествие по технологическому миру — экран был создан на производственных мощностях Sharp в Японии, процессоры на заводах Samsung в Техасе, а воедино это собрано на гигантских комплексах Foxconn в Китае.

Если же разобрать какое-либо из устройств Samsung, то выяснится, что свыше 80% компонентов создано в одной стране. Это намного сокращает время выпуска новых моделей на рынок.

«Если задуматься над вопросом, кто сейчас лучше Samsung подготовлен к конкуренции с точки зрения вертикальной интеграции, ответ будет — никто. Никто даже близко не подошел к компании» , — отметил Рассвейлер.

Некоторые говорят, что положение Samsung как первого поставщика компонентов дает ей несправедливое конкурентное преимущество, например возможность первой получать новые элементы при дефиците поставки. Компания, среди клиентов которой такие ее конкуренты, как Apple, поддерживает нейтралитет по отношению к клиентам».

«Такие компоненты, как OLED-дисплеи, были монополизированы в прошлом Samsung Mobile, — отметил Вон Сео, аналитик Korea Investment and Securities. — Но даже при этом существует конфликт интересов между ее бизнесом компонентов и устройств и независимыми компаниями, который до сих пор Samsung разрешала очень хорошо».

В самой Samsung подчеркивают, что бизнес компонентов и устройств в компании четко разделены и работают совершенно независимо.

Широта диапазона устройств означает также, что компания может конкурировать на разных рынках. Компания сохраняет высокую конкурентоспособность на таких передовых рынках смартфонов, как рынок США и Европы, и при этом доминирует на формирующемся рынке Китая, где Apple далеко опережает соперников.

В соседней Японии, где придают большое значение торговой марке, Apple сейчас лидирует, а положение Samsung довольно сложное. Компания вложила большую часть недавней рекордной прибыли в маркетинг, и недавно Samsung была названа лучшей маркой смартфонов исследователями Brand Keys.

Некоторое время назад прошел слух, что Apple работает над «интеллектуальными часами». Буквально спустя несколько дней появились фотографии таких часов производства Samsung.

Неважно, откуда пошли эти слухи и насколько они соответствуют действительности, но посыл здесь тот же, что и для смартфонов и планшетов. Samsung выпускает продукты, соответствующие продуктам Apple, один за другим, учитывая одну утечку за другой. Все, что может сделать Apple, может сделать и Samsung, и, возможно, лучше.

Вопрос состоит лишь в том, может ли Samsung предложить что-то решительно новое.