Отличительная черта серверов Moonshot — особое конструктивное исполнение, здесь нет привычных материнских плат, их заменили меньшие по размеру, так называемые дочерние. Источник: HP |
9 апреля в Лондоне состоялась европейская премьера проекта Moonshot Generation 2, о старте которого было объявлено в марте. В качестве главного действующего лица здесь выступил Пол Сантелер, руководитель подразделения гипермасшабируемых компьютерных систем HP.
Проект Moonshot («Лунный старт») впервые официально анонсирован в 2011 году. Глобальная его цель заключается в создании специализированных серверов, предназначенных для поддержки гипермасштабируемых нагрузок. Такие серверы тысячами устанавливаются в ЦОД, поэтому они должны стоить в несколько раз дешевле, чем традиционные, и отличаться намного меньшим энергопотреблением. Чтобы добиться этих целей, авторы проекта сделали ставку на новую категорию продуктов — микросерверы. По сравнению с остальными вполне сложившимися сегментами ИТ-рынка, микросерверный сегмент зародился недавно и сейчас бурно развивается. Еще пару лет назад такого рынка практически не существовало, а уже в 2013 году предполагаемый совокупный тираж микросерверов достигнет 200 тыс. Дальше — больше, через три-четыре года прогнозируемый годовой выпуск микросерверов перевалит за полуторамиллионный барьер. Первыми потребителями этой категории продуктов станут крупные провайдеры интернет-сервисов.
Нет ничего удивительного в том, что за долю на этом рынке началась серьезная борьба. В частности, руководство HP, хорошо осознавая значимость происходящего, сопровождает запуск второй очереди проекта Moonshot громкими заявлениями об очередной смене компьютерной парадигмы. Вот только делается это как-то односторонне, не упоминая в этом контексте никого, кроме собственной компании. Но так не бывает: все новые технологические волны возникают как общее отраслевое движение, а не силами и средствами одной компании, пусть даже самой крупной, а потому Moonshot — лишь вклад HP в общее дело, хотя, возможно, более значительный, чем вклад других участников процесса.
В целом можно говорить о нескольких направлениях в развитии микросерверов. Исторически первыми в этом сегменте были две компании: SeaMirco, которая ранее сотрудничала с Dell, продававшей под своим именем ее продукты, и с Intel, но в конце прошлого года она была куплена AMD, и теперь остается ожидать появления серверной продукции с этим брендом. Параллельно на рынок вышла Calxeda, она предлагает не только серверы, но и интегрированные с ними коммутаторы, образующие инфраструктуру модуля, в который микросерверы укладываются. Наработки Calxeda были положены в основу первого поколения Moonshot. Третьим путем пошли сами провайдеры, они по примеру Google решили строить серверы собственными силами и ЦОД на них. Особенно успешной в этом деле оказалась Facebook, в распоряжении которой уже есть ЦОД, полностью построенные на собственном железе. В качестве союзников она и близкие к ней компании отдают предпочтение тем, кто производит серверы по их проектам (Original Design Manufacturer, ODM), в этом качестве обычно выступают малоизвестные юго-восточные фирмы, в ущерб крупным производителям вроде HP. Чтобы консолидировать тех, кто пошел по пути серверной самодеятельности (это еще называют BYOS по аналогии с идеями BYOD), под патронажем Facebook была создана общественная организация Open Compute Project, которая намерена выработать стандарты на микросерверы. Ситуация может заметно измениться в следующем году, когда появится 64-разрядный процессор ARM.
Вот на таком фоне и прошел лондонский показ Moonshot 2. Присутствовавший на нем Сантелер побывал в Москве осенью 2011 года с небольшой группой коллег с целью представления своих идей и продуктов российским компаниям. По итогам беседы с ним в журнале «Открытые системы» была опубликована статья, где раскрыты основные положения проекта. На этот раз Сантелер выглядел более уверенным, ему удалось реализовать несколько внедрений и добиться признания руководства. Теперь у него есть основания заявить, что Moonshot состоялся и имеет хорошие перспективы.
Отличительная черта серверов Moonshot — особое конструктивное исполнение, здесь нет привычных материнских плат, их заменили меньшие по размеру, так называемые дочерние, каждая из них содержит полнофукциональный сервер Proliant, причем не только на процессоре Intel Atom Series 1200, в дополнение к нему могут использоваться чипы от Calxeda, AMD, Applied Micro и Texas Instruments, а также будущий 64-битный Intel Avoton. Разнообразие возможных процессоров выгодно отличает Moonshot от конкурентов.
В стандартный корпус HP bc1500 может быть установлено до 4500 микросерверов. В нем коммутация построена на принципах программно-конфигурируемых сетей SDN в соответствии со стандартом Open Flow, что дает основание и серверы называть программно-конфигурируемыми. В конечном итоге, по мнению создателей, удалось существенно повысить эксплуатационные характеристики по сравнению с традиционными Proliant DL-380, а именно потребление энергии уменьшается на 89%, плотность возрастает на 80%, стоимость сокращается на 77%. Подавляющая часть вопросов, заданных во время презентации, была связана с рекордно высокими показателями, причем массовое недопонимание вызвано недостаточно строгим определением ограничений на нагрузки и соответственно на спектр приложений, на которые рассчитаны серверы Moonshot. По всей видимости, стоило бы сказать, что такое микросерверы вообще и создаваемые по проекту Moonshot в частности, и что они обладают высокой эффективностью вследствие двух факторов. На первом месте технический прогресс, но не меньшее значение имеет отказ от универсальности, специализированные системы всегда эффективнее универсальных, но в более узком спектре приложений. Представители HP неоднократно возвращались к тому, что роль традиционных серверов для традиционных нагрузок никоим образом не изменится, что за ними сохранятся корпоративные приложения и другие нагрузки с большими объемами обработки данных.
Специализация открывает возможности не только для провайдеров веб-сервисов. У HP в планах на текущий год выпуск нескольких новых серверов, ориентированных на иные приложения. Среди них четырехпроцессорный сервер на базе 64-разрядного ARM Cortex A15, на «системе на чипе» Keystone от Texas Instruments, который может быть использован для обработки данных, поступающих в реальном времени, а также сервер на чипе AMD с ускорителем APU для игровой и видеоиндустрии.