Какие новые требования к существующей коммуникационной инфраструктуре организаций вытекают из этих тенденций? Каковы особенности проектов в этой сфере? Внедрение каких новых коммуникационных технологий они стимулируют? Какие требования эти проекты предъявляют к самим интеграторам? Накануне выставки «Связь-Экспокомм» Computerworld Россия задал эти вопросы представителям ряда ведущих российских компаний.
Александр Гуляев, начальник отдела сетевых проектов компании «Инфосистемы Джет»:
Любой новый виток технологии приводит к тому, что появляются ИТ-системы, эффективность которых является комплексной и достигается не за счет применения какой-то одной, уникальной технологии, а за счет сочетания решений. Появляются они не сразу, иногда путем проб и ошибок, причем многие «инновации» — это в определенном смысле улучшенное «хорошо забытое старое».
Чтобы быть более эффективной, инфраструктура должна быть более стандартизованной и структурированной. Такой подход позволяет строить очень крупные, но вместе с тем хорошо управляемые и многоцелевые ЦОД. Виртуализация сети ЦОД позволяет решить проблемы с масштабируемостью и отказоустойчивостью, упростить управление сетью, обеспечить поддержку сетевой инфраструктурой таких задач, как миграция виртуальных машин и передача трафика систем хранения данных.
Растет востребованность решений по доставке приложений, причем отдельные решения по балансировке нагрузки и оптимизации трафика превращаются в комплексные системы.
Виртуализация все чаще «настигает» оборудование, которое ранее было реализовано в виде аппаратных устройств. В настоящее время уже существуют виртуальные коммутаторы, виртуальные балансировщики, виртуальные межсетевые экраны, виртуальные оптимизаторы трафика.
Дальнейшее развитие облачных технологий приведет к тому, что все большее количество инфраструктур будет строиться на базе протокола IPv6.
Сейчас все чаще каналы доступа к сервисам, их производительность и надежность являются ограничивающим фактором использования облачных сервисов. Кардинального улучшения здесь, видимо, следует ожидать после распространения SDN-решений, которые позволят вывести взаимодействие сети и приложений на новый уровень.
Общая тенденция такова, что физическая сложность инфраструктуры снижается, при этом логическая сложность растет. Эпоха специализированного оборудования и аппаратных платформ постепенно проходит, и наступает время универсальных ресурсов, способных выполнять различные задачи под управлением ПО. Уход от специализированных аппаратных платформ приводит к противоречивым результатам: с одной стороны, к простоте расширения функциональности, с другой стороны — к сложным зависимостям и ограничениям ПО.
Причем темпы появления нового функционала зачастую отстают от темпов его всестороннего тестирования и обкатки в составе конечных решений. Сейчас практически в каждом интересном проекте появляется что-то новое, что ранее не использовалось.
Михаил Штарев, руководитель отдела инфраструктурных решений «Инлайн Груп»:
Главная тенденция ушедшего года состоит в том, что облачные вычисления из рассуждений в технологических журналах наконец-то превратились в практику. О популярности говорить еще рано, но уже появились реальные ИТ-инфраструктуры крупных компаний, целиком реализованные на облачных принципах.
Российские компании очень различаются по степени готовности к переходу в облако: в одних уже успешно реализованы или запущены в реализацию такие проекты, в других еще не осознали необходимость выстраивания единой ИТ-системы предприятия. Но, как отмечалось выше, реальный переход от теории к практике произошел. Небольшие компании охотно отдают в облака провайдеров некоторые свои инфраструктурные сервисы, такие как электронная почта например. В этой сфере очень популярны сервисы Google и Microsoft по предоставлению услуг электронной почты. Как правило, не отдают в публичные облака финансовые приложения по понятным причинам.
Основным стимулом для внедрения облачных сервисов считается возможность экономии. Облачные системы – это прежде всего более эффективное использование ИТ-ресурсов, сокращение времени адаптации ИТ-инфраструктуры к новым бизнес-задачам. Отсюда вытекает экономическая эффективность облачных технологий. Что именно даст максимальный эффект, нужно считать в конкретных условиях того или иного предприятия, универсальные рецепты, как правило, плохо срабатывают. Также одним из стимулов внедрения облачных сервисов является снижение ИТ-рисков операционного и стратегического уровней и их влияния на бизнес предприятия.
Проекты в области Больших Данных известны, но их немного и они не носят статуса промышленных систем. Скорее нынешний этап можно охарактеризовать как этап упорядочения работы с данными. С некоторой оговоркой можно даже назвать этот год годом хранилищ данных. Многие наши заказчики либо вели подобные проекты, либо запускали их в активную фазу, либо вели подготовительную работу по запуску проекта. Поскольку проекты с хранилищами данных и OLAP достаточно длительные и развиваются в несколько этапов, то есть все основания считать, что тенденция сохранится в 2013 и 2014 году. Вместе с тем 2014 год может оказаться «поворотным» с точки зрения практического использования Больших Данных в России и странах СНГ, так что несколько десятков тысяч из связанных с ними 4,4 млн рабочих мест, о которых говорит Gartner, будут находиться именно в России.
Юрий Валов, руководитель отдела сетевой инфраструктуры и мультимедийных технологий компании «Борлас»:
Мы наблюдаем взрывной рост объемов трафика передаваемых данных. Современные мобильные устройства уже предлагают возможность доступа к широкополосному Интернету. Зона покрытия для данных технологий в России относительно невелика, что является ограничением для многих мобильных приложений, однако операторы связи активно пытаются данную проблему решить. Отчасти проблему могут смягчить технологии оптимизации трафика, внедряемые на уровне мобильных устройств и ЦОД за счет дедупликации и сжатия передаваемых данных, а также оптимизации сетевых и прикладных протоколов.
Необходимо отметить, что обработка Больших Данных в ЦОД требует использования параллельных вычислительных мощностей. Технические характеристики вычислительной сети и сетей хранения, в том числе пропускная способность, время отклика, возможность прямого доступа в память вычислительных узлов, оказывают сильное влияние на совокупную производительность. Многие приложения для работы с Большими Данными имеют управляющий узел, взаимодействие с которым позволило бы оперативно и гибко оптимизировать управление сетевой инфраструктурой.
При создании или модернизации инфраструктуры компании исходят из существующего уровня развития технологий и текущих задач, обычно с некоторым «запасом прочности». Но, например, объем данных в мире ежегодно увеличивается на 40% (оценка IDC). Поэтому необходимо чрезвычайно осторожно подходить к вопросу выбора базовых технологий, а также повышать эффективность использования существующих ресурсов телекоммуникационного оборудования, каналов связи и вычислительных мощностей.
В сфере протоколов мобильного доступа будущее за LTE. Этот протокол уже нашел применение в новых смартфонах и планшетах ведущих производителей. В России уже имеются действующие операторы связи, которые предлагают услуги на основе данной технологии. К особенностям российского опыта применения LTE относится специфический частотный диапазон.
Валерий Соколюк, директор департамента инфраструктурных и телекоммуникационных решений, группа «Астерос»:
Прежде чем говорить о тенденциях, хотелось бы отметить, что уровень организации коммуникационной инфраструктуры напрямую зависит от масштаба и профиля деятельности компании. Если речь идет о крупной корпорации с разветвленной сетью предприятий и филиалов, то, как правило, архитектура ее коммуникационной сети очень разнообразна. Поэтому первоочередное требование бизнеса – это создание единой однородной коммуникационной сети с организацией качественного аудио- и видеопотока данных. После того как корпоративная сеть хотя бы минимально технологически модернизирована, можно говорить о влиянии Больших Данных, облачных решений, мобильных вычислений и т.д.
Переоснащают свои офисы с учетом технологических трендов, как правило, компании-драйверы российского рынка, характеризующиеся глубоким проникновением ИТ. Это нефтегазовые предприятия, банки, страховые организации, компании телекоммуникационного сектора, а также мировые корпорации с филиалами в России. Активное использование беспроводных технологий, волна новых мобильных возможностей, популяризация облачных сервисов, рост трафика данных выдвигают новые требования к коммуникационной среде таких компаний. Среди них — сокращение количества разрозненных систем и каналов связи, повышение емкости и производительности корпоративной телекоммуникационной инфраструктуры, унификация коммуникационных сервисов и сведение их в единое рабочее пространство.
Значительное внимание уделяется комфорту бизнес-общения, внедрению эргономичных современных мультимедийных решений — плазменных панелей, интерактивных сенсорных экранов, микшерных пультов, приемников IP-TV и т.д. Но магистральным требованием все же остаются надежность, безопасность и масштабируемость коммуникационной инфраструктуры.
Сегодня российский рынок развивается в русле комплексного решения задач. По крайней мере, на это ориентирован крупный бизнес, с которым мы работаем. Все чаще и нтеграторы выступают в роли стратегического партнера, который способен создать комплексную технологическую платформу для достижения бизнес-целей заказчика. Таким образом, сегодня компания-клиент хочет видеть интегратора, который сможет грамотно организовать процесс управления жизненным циклом проекта, взаимодействовать как с самим заказчиком, так и с субподрядчиками и вендорами, привлекаемыми к проекту.