Периодически корпорация IBM широко объявляет о своем желании начать новый бизнес, подтверждая это намерением вложить миллиард в новое дело. Так случилось в начале 80-х, результат — IBM PC, в более близкое время аналогичные инвестиции делались в Linux (в 2001 году), в технологии Java (в 2002-м) и, наконец, в «Информацию по запросу» (Information on Demand, IOD, 2006-й). В апреле 2013 года в корпорации объявили, что очередной миллиард выделяется на развитие систем хранения на базе флэш-памяти, ими займется подразделение IBM Systems and Technology Group. Генеральный менеджер IBM STG Амбудж Гойял заявил, что «слияние технологий Больших Данных, социальных, мобильных и облачных создает такую корпоративную среду, в которой требуется быстрее принимать бизнес-решения; внедрение флэш-памяти способствует этому».
Для представления новой инициативы Москву в середине апреля посетил региональный директор по продажам IBM STG Чер Кион Чай, который напомнил о преимуществах твердотельных накопителей по сравнению с традиционными жесткими (более высокая скорость выполнения операций ввода-вывода, отсутствие «бутылочного горла» на пути между дисками и процессорами и т. д.). А специалисты московского представительства компании рассказали о технических спецификациях обновленных систем хранения на твердотельных накопителях (Solid State Drive, SSD).
Преимущества SSD, впрочем, давно известны, так же как и то, что на пути их массового распространения еще много сложностей. Помимо высокой удельной стоимости, большой проблемой является наличие унаследованной компьютерной инфраструктуры. Все существующее системное и прикладное ПО построено в расчете на традиционные жесткие диски, избавиться от «дисковой идеологии» не удастся еще долгие годы. Вот почему первым формфактором, в котором стала внедряться флэш-память, стали тведотельные диски, эмулирующие традиционные жесткие диски; они не используют в полной мере преимущества флэш-памяти, однако хорошо вписываются в существующие компьютеры.
Однако основная технологическая проблема заключена не в накопителях, а в их интерфейсах. Над этой проблемой бьются многие, в том числе компания Fusion-io, где с 2009 года на должности главного ученого работает Стив Возняк, Violin Memory и др., всего около двух сотен различных фирм. Одна из них, возможно старейшая, - Texas Memory Systems, она была создана в 1978 году. TMS выпускала ускорители для систем хранения задолго до появления энергонезависимой флэш-памяти, как следует из названия (RamSan), на базе компонентов для обычной оперативной памяти, а в 2011 году начала выпуск отказоустойчивых массивов.
Между собой устройства отличаются используемой флэш-памятью, часть строится на eMLC (enterprise Multi-Level Cell), а часть на SLC (Single Level Cell), соответственно они различаются по емкости, есть отличия в архитектуре и контролерах, влияющие на надежность. По показателям производительности они практически идентичны. Интерфейсы — четыре порта, либо Fibre Channel на 8 Гбит/с, либо QDR InfiniBand. На данный момент эти устройства используются в качестве ускорителей для систем хранения как на жестких, так и на твердотельных дисках.
Казалось бы, ничего нового, но не следует забывать, что за дело взялась IBM, ситуация напоминает начало 80-х, тогда корпорация обратила взгляд на персональные компьютеры и за несколько лет установила гегемонию. Сделанные анонсы стоит рассматривать как декларацию о намерениях, серьезные события впереди. В подтверждение сказанному корпорация намеревается развернуть 12 центров компетенции по SSD, разместив их в Китае, Франции, Германии, Индии, Японии, Сингапуре, Южной Америке, Англии и США.