Анонс мобильной связи 5G по созвучию невольно вызывает в памяти печальную историю 70-х — 80-х годов. Тогда в центре внимания общественности оказался японский проект компьютеров пятого поколения, начало которого казалось невероятно многообещающим, а конец вышел бесславным. К тому времени Япония стала восприниматься как новая технологическая супердержава, она ликвидировала послевоенное отставание во многих отраслях, а в области бытовой электроники вышла в абсолютные лидеры. Что же касается компьютеров, то, как и у других стран, здесь появились отдельные удачные разработки, но в целом отставание от США было значительным. Руководство Японии решило и здесь вывести страну на передовые позиции. Такую функцию возложили на Японский центр развития обработки информации, JIPDEC, заключив с ним контракт, рассчитывая, что это первый этап многолетней программы по созданию компьютеров пятого поколения.
Сказать, что словосочетание «пятое поколение» прозвучало, как взрыв, не будет преувеличением. Мысли о немедленном создании аналогичных проектов возникли и в Америке, и в Европе, и, разумеется, в СССР. Под эту идею в Новосибирском ВЦ АН СССР был создан временный научно-технический коллектив «СТАРТ», позже преобразованный в Институт систем информатики СО. Результатом его деятельности стало семейство процессоров «Кронос», созданное по проекту МАРС («Модульные Асинхронные Развиваемые Системы»), и другие достижения.
Однако радужным прогнозам не удалось сбыться нигде в мире, практически все начинания потерпели фиаско, но японцы первыми нашли мужество признать ошибочность избранного пути. Некоторые же так до сих пор и считают, что весь остальной мир пошел не в ногу и только они сохраняют строй. Анализу причин провала «пятого поколения» посвящено множество работ, простое их перечисление займет много места, но есть одна причина, принципиальная. Приходится признать, что компьютеры — это прежде всего технологии, это огромные инвестиции и рынок с множеством действующих лиц, конкуренцией и всем остальным. Однако академически настроенные ученые не смогли отказаться от парадигмы 70-х. Тем временем «высокое» (логическое программирование, искусственный интеллект), бывшее основой «пятого поколения», уступило «низким» вещам (графический интерфейс, Интернет, мощные процессоры, системы хранения и прочие новации), задуманным в лабораториях, но получившим дальнейшее развитие исключительно благодаря рынку.
История повторяется. В наше время Корея выходит примерно на те же позиции, что Япония полвека назад, но ставка сделана не на компьютеры, а на мобильные коммуникации и очередное «пятое поколение». Мир вроде бы разобрался с тем, что такое 3G, подбирается к пониманию, что будет представлять собой 4G, но неожиданно свалилось 5G. На поверку ни о каком пятом поколении мобильной связи на данный момент и речи быть не может, перед нами — технический эксперимент и одновременно очень удачный маркетинговый ход.
В реальности в Samsung осуществили передачу данных на расстояние 2 км в диапазоне 28 ГГц по методу пространственного кодирования сигнала (Multiple Input Multiple Output, MIMO), который позволяют увеличить полосу пропускания канала за счет распараллеливания сигнала по нескольким антеннам. В данном эксперименте их было 64, а скорость передачи составила 1 Гбит/с. От опытной передачи до реального мобильного устройства очень далеко, остается множество инженерных и других проблем. Например, следующая: сборка в приемнике сигнала, переданного по 64 каналам, требует большой затраты энергии. Именно по этой причине аналогичный, но более скромно обставленный эксперимент японской компании NTT Docomo не привлек к себе заметного внимания. В нем использовалось 16 антенн, скорость передачи составила 10 Гбит/с на частоте 11 ГГц с полосой 400 МГц. Из-за высоких затрат на приеме в качестве мобильного устройства здесь использовался крупный грузовик. По собственным оценкам Samsung, практических результатов от работ над 5G, если они и будут, можно ожидать не ранее 2020 года.