Борис Сердюков отмечает, что подготовка часовой презентации отнимает пять часов времени, которое преподавателю никак не оплачивается |
За последние годы подключаемые к компьютерам проекторы получили настолько широкое распространение, что без этих устройств уже нельзя себе представить лекционную аудиторию или конференц-зал. А презентации с их помощью стали настолько привычной формой подачи информации, что некоторым она мыслится единственно возможной, и даже от школьников требуют оформлять доклады именно в виде электронных слайдов.
Проекторам и презентациям была посвящена конференция для журналистов «Инновационные технологии в образовательном процессе», проведенная компанией BenQ при участии Texas Instruments. Названная организаторами научно-практической, конференция содержала два доклада, которые можно было бы квалифицировать как научные, еще два имели маркетинговую направленность.
История презентационного ПО насчитывает уже более четверти века — PowerPoint 1.0 для Mac OS был выпущен в 1987 году. В те годы массовый рынок еще не знал компьютерных проекторов — перспективными считались жидкокристаллические проекционные панели, которые подключались к компьютеру и укладывались на обычный графопроектор вместо пленки: такая комбинация позволяла выводить информацию на проекционный экран. Сегодня техника шагнула далеко вперед — на смену ламповым проекторам приходят лазерные устройства, разработанная TI технология DLP (микрозеркала с цифровым управлением) теснит жидкокристаллические устройства.
Однако широкое распространение презентационных средств привело и к нежелательным последствиям — возникли проблемы с перегрузкой слушателей информацией, в английском языке даже появились выражения death by PowerPoint и PowerPoint hell, обозначающие скуку и утомление, вызванные длинными, перегруженными презентациями.
Информационная перегрузка — фактор, который, к сожалению, не учитывается многими выступающими. Количество информации, которое мозг может перерабатывать без негативных последствий для организма, ограничено. В 1996 году фирма Reuters Business Information изучала влияние информационных перегрузок на пользователей. Из более чем 1,3 тыс. опрошенных менеджеров разного уровня две трети отметили, что слишком большое количество информации разрушающе действует на личные связи, повышает напряженность в отношениях с коллегами и снижает удовлетворенность от выполненной работы. Треть опрошенных сообщили, что из-за избытка информации у них возникли проблемы со здоровьем.
Согласно исследованию, опубликованному в Computers & Education, при использовании электронных слайдов ухудшается восприятие речи лектора.
Известный американский ученый Эдвард Тафти, занимающийся проблемами эффективного представления информации, считает, что авария космического корабля «Колумбия» могла быть вызвана искажением информации при подготовке слайдов. Характерный для слайдов лаконичный стиль приводит к неизбежному опущению некоторых деталей, а использование шаблонов — к фокусировке внимания на не самых важных из них (так, утверждается, что в презентации по шаттлу «Колумбия», подготовленной «Боингом» для НАСА, самая важная информация выглядела как наименее значимая).
Частое и неумелое использование электронных слайдов приводит даже к тому, что саму идею компьютерной презентации рассматривают как вредную. Утверждается, что некоторые американские военные запретили своим подчиненным использовать презентации. В Швейцарии была создана даже политическая партия Anti Power Point Party, лидеры которой считают, что злоупотребление презентационным ПО в конечном счете наносит ущерб экономике.
Заместитель заведующего кафедрой экономической информатики МГУ Борис Сердюков использует при обучении очень простой предохранитель от информационной перегрузки: когда глаза студентов тускнеют, подачу нового материала пора прекращать. Он отметил, что не все преподаватели готовы использовать электронные презентации. Консервативные профессора предпочитают традиционные средства вроде доски и мела. При изучении одних дисциплин (таких, как математика) этого может быть достаточно, других — нет.