Ирина Степанова: «Совершенствование сетей мобильной связи позволяет сместить акценты на высококачественные персональные мобильные решения, интерес к которым у корпоративных заказчиков постоянно растет» |
Ирина Степанова, региональный директор Cisco по продвижению в России и СНГ технологий совместной работы, рассказала Computerworld Россия о стратегии деятельности и планах компании в этой области в нашей стране.
- Руководство Cisco Systems считает, что происходящая трансформация бизнеса позволит Cisco стать лидирующей ИТ-компанией. Какую роль в этом играют продукты совместной работы?
Самую важную и непосредственную, поскольку трансформация, о которой говорит наше руководство, затрагивает широчайший спектр вопросов жизнедеятельности людей, включая их взаимодействие в самом широком смысле. Именно взаимодействие, которое становится сегодня всеобъемлющим и распространяется также на мир вещей, является здесь ключевым понятием. Продукты и технологии, обеспечивающие такое взаимодействие, активно развиваются, хотя и остаются для многих незаметными, поскольку людей интересуют прежде всего предоставляемые ими возможности. Мы сегодня сосредоточены в первую очередь на корпоративном сегменте, поэтому акцентируем внимание на повышении эффективности взаимодействия сотрудников предприятий в процессе их совместной работы. Нельзя сказать, что в этой области сегодня происходят какие-то революционные изменения — идет планомерное развитие технологических возможностей, которые сформировались несколько лет назад. Бума мы ожидаем в области мобильности в корпоративной среде. Распространение мобильных технологий стимулируется не только производителями терминальных устройств и инфраструктурного оборудования, но и операторами, которые улучшают сервисы в сетях третьего поколения и развертывают сети LTE, обеспечивающие высокое качество делового общения.
- Что вы включаете в состав технологий, повышающих эффективность взаимодействия сотрудников предприятий?
Прежде всего, я бы отметила унифицированные решения, обеспечивающие управление вызовами. Наша система Unified Communications Manager способна управлять вызовами различных типов, включая и телефонию, и вызовы в процессе видеообщения. Все, что связано с видео, имеет для нас особую важность. Это и инфраструктурные решения, и серверы, а также программное обеспечение, и, конечно, терминалы различных типов, в том числе высококачественные системы иммерсивного телеприсутствия. Еще одно направление, значительно повышающее эффективность совместной работы, – поддержка облачных конференций на базе сервисов Cisco Webex, включая решения, которые предприятия могут теперь развернуть на базе собственной инфраструктуры. Следует отметить также приложение Cisco Jabber для объединенных коммуникаций, которое поддерживает функции учета присутствия, передачи мгновенных сообщений, голоса, видео, конференц-связи на компьютерах, планшетах и смартфонах. Контактные центры тоже входят в сферу наших непосредственных интересов. Мы видим для себя в этой области большие возможности, в том числе и в России.
- На чем делается акцент при продвижении в нашей стране решений для совместной работы?
На видео. Распространение видео оказывает сильное влияние на трансформацию бизнес-процессов предприятий. Причем, как я уже говорила, совершенствование сетей мобильной связи позволяет сместить акценты на высококачественные персональные мобильные решения, интерес к которым корпоративных заказчиков постоянно растет и которые начинают пользоваться массовым спросом. В то же время мы прилагаем все усилия к продвижению «комнатных» решений и других систем телеприсутствия. Очень важно также, что развертывание видео — и это особенно заметно в нашей стране — «подтягивает» и другие инфраструктурные решения, поскольку, как правило, появляется необходимость в модернизации каналов связи, в повышении производительности и качества работы локальных сетей. Внедрение видеорешений сопровождается развертыванием системы управления вызовами, которая позволяет подключать телефонию, работать с программными клиентами. Опыт свидетельствует: на доллар, вложенный заказчиком в видео, приходится три «инфраструктурных» доллара.
- Но чтобы продвигать видео и другие решения совместной работы, требуется совершенствовать каналы сбыта…
Безусловно. Мы уделяем самое пристальное внимание обучению и сертификации партнеров, росту их числа. В Москве довольно много сильных интеграторов, и в этом году мы намерены акцентировать внимание на регионах. Нам нужны «крепкие» региональные компании, которые, может быть, и не очень заметны на общероссийском ИТ-рынке, но обладают собственной клиентской базой и пользуются доверием заказчиков. Поскольку такие организации уступают в финансовом отношении крупным интеграторам, мы стараемся дорабатывать сертификационные программы с учетом их возможностей, упрощая условия сертификации, организуем выездное обучение и региональные семинары. Вообще говоря, у нас практически нет партнеров, специализированных по отдельным продуктам и направлениям. В Tandberg их было много. Часть из них ушла, так как в Cisco гораздо более строгие правила сертификации. Однако изменения сертификационных программ дают свои плоды, партнеры Tandberg возвращаются, продолжают работать в области видеорешений и наряду с этим начинают осваивать другие технологии Cisсо.
- Как вы оцениваете общее состояние рынка продуктов для совместной работы в России?
Потенциал для развития бизнеса и продвижения решений Cisco здесь весьма велик, хотя рынок немного отстает от западного, где наблюдается бум облачных технологий. Облачные сервисы у нас станут весьма востребованными в течение трех или пяти лет, когда будет покупаться не инфраструктура, а терминалы и услуги, скажем, контактного центра, которые будут предоставляться из облака сервис-провайдером. В его роли может выступать крупный системный интегратор или оператор связи.
- А вы не считаете, что такие облачные устремления заказчиков ведут к снижению продаж инфраструктурного оборудования?
Пока мы этого совершенно не замечаем и даже не допускаем мысли, что облачные решения способны полностью вытеснить ИТ-системы, размещаемые у заказчиков. В любом случае значительная часть организаций сохранит желание ориентироваться на собственные системы, а часть — не думаю, что больше трети суммарного пула заказчиков, — может перейти в долгосрочной перспективе на облачные решения. Тем не менее мы готовы к такому развитию событий, у нас есть решение Hosted Collaboration Solution, предназначенное для партнеров-операторов, которые получают возможность формировать различные наборы приложений и сервисов в расчете на разные категории абонентов. В России подписан договор с компанией CTI, которая, как ожидается, уже в этом году начнет обслуживать первых клиентов. Мы рассчитываем также, что CTI будет взаимодействовать не только с конечными абонентами, но и с другими нашими партнерами. Сервисы на основе HCS предоставляются только через партнеров, что исключает какую-либо конкуренцию с вендором.
- Бытует мнение, что многие крупные организации предпочитают иметь собственную ИТ-инфраструктуру, поддерживающую системы совместной работы…
Распространено заблуждение, что такой облачный аутсорсинг интересен прежде всего небольшим и средним компаниям. Трехлетний опыт работы с HCS свидетельствует об обратном: мы видим, что в подобных услугах сегодня в большей степени заинтересованы крупные организации, в том числе мультинациональные компании с разветвленной сетью филиалов и представительств. За годы работы, слияний и поглощений у них образовался «ИТ-зоопарк», который очень трудно привести к общему знаменателю и охватить единой корпоративной системой. На данном этапе таким организациям необходимо принимать стратегические решения в области развития ИТ-инфраструктуры, и многие из них подписывают соглашения с нашими партнерами-операторами, которые обеспечивают подключение и обслуживание их подразделений во всем мире, включая нашу страну. Ведутся переговоры и с российскими организациями, которые сталкиваются с подобной проблемой.
- Если говорить о российских компаниях, то что, по вашему мнению, больше влияет на развитие видеоконференцсвязи: желание повысить эффективность бизнеса или сформировать имидж компании?
Могу совершенно точно сказать — не имидж. Многие заказчики долго раскачиваются, но когда начинают внедрение ВКС, то эти сервисы быстро охватывают все направления деятельности предприятия. ИТ-директора и бизнес-руководители стремятся минимизировать затраты и реально стараются использовать технологии для повышения эффективности бизнеса. Очень важной особенностью ВКС, кроме всех преимуществ непосредственного видеообщения, является высокое качество звука даже в тех случаях, когда ограничено разрешение воспроизведения изображений. По моему собственному опыту, очень часто общение по мобильной связи бывает весьма затруднительным. Что же касается высококачественного видео, то сегодня уже никто не рассматривает системы иммерсионного телеприсутствия как самоцель. Такие системы — один из видов оконечных устройств. Развитию ВКС в нашей стране способствует улучшение качества каналов связи. Различия в области телекоммуникаций между регионами и центром постепенно сглаживаются. Наряду с этим упрощаются средства организации видеоконференций и управления ими, теперь все это можно делать без обязательного сопровождения специалистами ИТ-служб.
- Насколько участие в проекте «Сколково» может повысить популярность решений Cisco в области ВКС и совместной работы?
Невозможно продавать видеорешения без их демонстрации. Очень важно иметь возможность полностью показать функциональность высококачественной системы ВКС в помещении с хорошей акустикой и отлаженным освещением. Поэтому демонстрационные центры играют важнейшую роль в продвижении видео. Центр в Сколково активно посещают заказчики, где общение с ними в демозоне «Решения для совместной работы» происходит практически ежедневно. В Сколково, к примеру, представлена единственная в России система иммерсивного телеприсутствия TX9000. К слову, для того чтобы познакомить отечественных потребителей с продуктами и технологиями для совместной работы на базе видео, мы совмещаем участие в отраслевых конференциях, таких как «Бизнес-видео» издательства «Открытые системы», с живыми демонстрациями нашего оборудования.
- Как вы оцениваете результаты работы в завершившемся летом 2013 финансовом году?
Региональные показатели в Cisco не сообщаются, могу сказать только, что рост был, и он соответствовал запланированным результатам, которые учитывали адаптацию к слиянию с компанией Tandberg. Нужно было обучить персонал Cisco продажам видеопродуктов, которые существенно отличаются от методологии продвижения инфраструктурного оборудования. Если рассматривать в целом направление продуктов и решений для совместной работы, то здесь на долю видео приходится около 40% доходов, а остальное — на системы управления вызовами и контактные центры, которым мы уделяли особое внимание. В текущем году, если говорить о конкретных продуктах, мы намерены сделать акцент на продвижении системы Cisco Unified Communications Manager Business Edition 6000, которая ориентирована на средние компании и сочетает возможности коммуникационного центра для совместной работы, системы объединенных и видеокоммуникаций, а также контактного центра.