Наталья Андриевская пытается ответить на интересующий всех вопрос — на чем можно будет заработать в 2014 году? |
Компания GfK, специализирующаяся на изучении потребительских рынков, провела 11 октября свою XIV ежегодную конференцию «Потребительские рынки России. Будущее начинается сегодня», на которой представила портрет российского потребителя, динамику российских рынков (в том числе в сравнении с европейскими) и прогнозы на 2014 год.
Средний соотечественник, если верить данным, приведенным главой российского отделения GfK Александром Демидовым, за последние 12 лет стал намного богаче. Его реальный ежемесячный доход (данные Госкомстата и GfK) с 2000 года вырос в 2,53 раза, доля основной статьи расходов — продуктов питания — с 55% в 2001 году упала до 43% в этом, а доля затрат на обувь, одежду и другие товары длительного спроса немного выросла — с 14 до 16%.
Правда, распределены блага жизни весьма неравномерно — в Москве средний доход составляет чуть более 37 тыс. руб., в миллионниках (без Москвы) — 24 тыс., в среднем по стране — 21,7 тыс., а на селе и вовсе 16,3 тыс. Разрыв между верхним (доход 61,2 тыс. руб., 28,2% общего дохода населения) и нижним (4,9 тыс., 2,2%) децилями еще более удручающ.
Тем не менее рождаемость и средняя продолжительность жизни стабильно растут, доля позитивно оценивающих предыдущий год в 2012 году почти достигла исторического максимума, а доля оценивающих его негативно — упала до минимума. Близок к максимальному значению 2007 года и индекс потребительских настроений.
Тем удивительнее, что при этом покупательские планы соотечественников гораздо скромнее среднемировых, по крайней мере по данным опроса Roper Reports Worldwide, приводимым GfK. Например, если брать рынки, как-то связанные с ИТ, то 26% россиян собирались в 2012-2013 годах покупать вещи из категории «домашняя электроника», 17% — из «персональной». В мире соответствующие показатели — 33 и 39%.
Главная особенность российского покупателя, как следует и из опросов, и из результатов исследований, — россияне очень привержены проверенным маркам, к «фирменным» товарам доверия по-прежнему больше, хотя и не в той степени, как раньше. Например, с утверждением «Фирменные товары лучше, чем товары неизвестных марок» в июле согласились 45% опрошенных (в 2007 году — 58%). Доля премиум-сегмента (стоимость товара на 15 и более процентов выше, чем у лидеров рынка) у нас 25% (причем даже в сельских районах — 20%), в Германии — 10%. А вот веры собственным маркам торговых сетей пока нет — 4% в среднем по стране при 38% в Германии. Зато, как и прежде, прохладное отношение к «здоровой» пище и «биопродуктам». А также — к возможности внести личный вклад в защиту окружающей среды. Больше половины убеждены, что это дело государства. Так что упирать на экологичность товара в нашей рекламе мало смысла.
Еще из локальных потребительских трендов, отмеченных Демидовым, к ИТ может иметь отношение осознание важности сервиса и стремление к многофункциональности продуктов. Зафиксированная же GfK тяга к отечественному вряд ли повлияет на российский рынок информационных технологий.
Вверх на рынке, идущем вниз
ИКТ-оборудование у GfK идет по разряду «электроники и бытовой техники», в сумме более-менее «компьютерные» его составляющие — «ИТ/офис», «Телеком» и «Фото» — стабильно занимают в денежном исчислении более половины «электронно-бытового» рынка (32, 20 и 6%), который все последние годы рос весьма неплохо: почти на 21% в 2011 году и без малого на 32% — в 2012-м. Но в этом году, как предполагается, продажи увеличатся лишь на 12%. При том что рост за январь-август составил всего 6,8%.
За эти восемь месяцев продажи фототоваров в 2013 году упали на 6% по отношению к аналогичному периоду 2012 года, ИТ-продукции — остались на прежнем уровне, телекоммуникационного оборудования — выросли на 13,8%. А вот прогноз на 2014 год не слишком оптимистичен — продажи фототоваров (в евро) уменьшатся на 10%, офисной ИТ-продукции — на 3%, подрастет только «телеком», на 12%.
Однако на любом падающем рынке есть и свои исключения. Например, у нас в этом году почти на 600% (в рублях) выросли продажи фотоаппаратов с встроенными модулями Wi-Fi. Уменьшение интереса к ноутбукам и настольным ПК частично компенсируют планшеты (рост продаж — 100%). В благополучном же «телекоме» в этом году на 529% (!) выросли продажи смартфонов с двумя SIM-картами, на 232% — аппаратов с дисплеем, имеющим диагональ больше 4 дюймов, на 81 % — устройств с двумя камерами. В целом рост продаж смартфонов замедлился по сравнению с январем-августом 2012 года (с 65 до 45%), но все равно впечатляет. А скорость роста продаж аксессуаров к мобильным устройствам даже увеличилась более чем вдвое.
Рассматривая рынок электронно-бытовой техники в целом, Наталья Андриевская, руководитель направления «Бытовая техника» компании GfK по региону СНГ, отметила стабильный рост доли, занимаемой смартфонами и планшетами. Первые с 2010 года увеличили долю в общем объеме продаж с 5,8 (в 2010 году) до 16,6% в прошедшем августе, вторые в 2010-м представлены практически не были, а в августе заняли уже 7,1%.
Еще одна явная, хотя и вполне очевидная тенденция — рост доли интернет-продаж с 5,5% общего объема в 2011 году до 11,5% в 2013-м. Более интересно, что если фото- и ИТ-товары продаются через Сеть чаще среднестатистического (14%), то телекоммуникационные устройства — реже (лишь 8%).