Александр Горный считает, что веб-разработчики совершенно напрасно игнорируют нужды мобильных пользователей |
Представители Nielsen дали некоторую информацию как о зарубежных, так и об отечественных пользователях.
Данные Mail.ru были получены посредством более чем 850 тыс. счетчиков, установленных на сайтах с ежедневной аудиторией в 80 млн посетителей. Это, по мнению Александра Горного, директора по информационным технологиям компании, дало репрезентативную картину Рунета и его обитателей.
За год, с августа 2012 года по август 2013-го, прирост числа мобильных пользователей составил 54% — до 21,4 млн человек, это 29% всего количества посетителей российской части Сети. Чуть больше половины из них (53%) — мужчины. С ПК заходят чаще или совсем молодые (до 12 лет), или люди старше 35. В категориях 12-18, 19-24 и 25-30 лет мобильные пользователи преобладают, в возрастном диапазоне 31-35 наблюдается паритет. Самая мобильная — возрастная группа от 19 до 24 лет.
Мобильные пользователи более активны в вечерний период, «настольные» — днем, что неудивительно. Однако, надо отметить, что беспроводная активность в рабочее время снижается не очень значительно, россияне и на рабочих местах не отказывают себе в посещении любимых сайтов с мобильных устройств. А стало быть, многое в корпоративных политиках безопасности нужно пересматривать. Велик ли смысл блокировать соцсети, если сотрудник зайдет в них с мобильного устройства? Много ли пользы принесут вложения в «антишпионские» решения, если по-настоящему интересующемуся вашим бизнесом человеку особо удавшаяся «инстаграмма» типа «я на рабочем месте» скажет об этом бизнесе больше тысячи слов?
Схожие данные, что интересно, были получены и Nielsen в ходе исследования Nielsen UK Android Panel: вечерний мобильный трафик (посредством Wi-Fi и 3G) хоть и превышает дневной, но не в разы.
Мэттью Хэстер, директор Nielsen по исследованиям группы «Телеком Европа», одной из черт современного владельца мобильного устройства назвал «рассеянное внимание» — привычку к одновременной работе, например, с телевизором и смартфоном или планшетом, которое, по его мнению оказывает большое влияние на многие аспекты поведения пользователя. Возможно, что вышеуказанное рассеивание внимания между рабочим ПК и смартфоном может иметь и дополнительные эффекты.
Поскольку по глубине проникновения мобильного Интернета мы отстаем от западных стран, то оценить реальную опасность параллельного использования личного и «рабочего» Интернета и найти способы борьбы с ней можно на опыте «старших товарищей». Пока же сограждане пользуются мобильными сетями относительно недолго — 18% позволяют себе единичные просмотры сайтов, 29% заходят менее чем на пять минут, еще 20% проводят в Сети от 5 до 20 минут. Тратится это время чаще всего на проверку электронной почты (11%), чтение онлайновых изданий (10%) и общение (6%).
Что интересно — самые относительно мобильные граждане живут в Северо-Кавказском (6% населения заходит в Интернет с мобильных устройств, 3% — со стационарных) и Южном (13 и 7% соответственно) федеральных округах. В остальных «стационарных» посетителей больше, самые «интернетизованные» округа — Москва с областью (18% мобильных, 21% стационарных посетителей сайтов) и Приволжский (13 и 19%). А хуже всего дело с доступом обстоит на Дальнем Востоке (4 и 4%).
Наиболее популярная операционная система для мобильных устройств у нас — Android (49%), далее идет iOS (26%). На сходящие со сцены J2ME и Symbian приходится 12 и 6% соответственно. На Windows Phone – пока лишь 3%, но усилия Microsoft на мобильном фронте не дают оснований усомниться, что эта доля будет расти.
Распределение популярности разрешений экранов вытекает из соотношения операционных систем: чаще всего встречается 760х1024 «от Apple» и 320х480 (по 18%), далее идут 360х640 (15%), 240х320 (10%) и 480х800 (8%).
Сравнивайте цены не доходя до кассы
Все указанные тенденции интернациональны. Так, в Великобритании, по данным Nielsen, в среднем телефон функционирует в течение 83,5 минуты в день. Из них на звонки тратится менее семи минут, а 34,3 минуты — на социальные сети. Мобильными приложениями пользуются почти всемеро дольше, чем доступом к сайтам через браузеры. Рост мобильного трафика в Западной Европе в 2011-2012 годах составлял 47%, в Центральной и Восточной — 83%. В 2012-2018 годах, в силу насыщения рынка, эти показатели снизятся — до 34 и 39% соответственно.
Из аспектов применения мобильных устройств наибольшего внимания Хэстера удостоилась их роль в процессе покупки, причем не обязательно онлайновой. По данным Nielsen, смартфоны и планшеты используются не только на предварительных стадиях изучения характеристик и сравнения цен — даже находясь уже в реальных магазинах перед совершением покупки, существенная часть покупателей в последний раз проверяет, не переплатят ли они. В Великобритании, например, так делает 18% владельцев смартфонов.
Из всего этого Хэстер сделал вполне очевидный вывод, что мобильный Интернет будет все больше влиять на процесс совершения покупок. Сейчас глобальные затраты на мобильную рекламу составляют 16 млрд долл., это лишь 3% общих расходов на нее. Однако они будут расти, особенно с учетом того, что мобильность будет осваивать все новые сферы применения.
С другой стороны «страницы»
Еще одно исследование Mail.ru было посвящено тому, насколько важным считают быстрорастущий контингент мобильных пользователей веб-разработчики.
Выяснилось, что только треть опрошенных специалистов уже адаптировали тем или иным образом свои сайты под мобильные устройства (28% создали мобильную версию, 5% — мобильное приложение). Еще 19% собираются это сделать, 20% пока не решили, нужно ли это им, а 28% уже решили — им мобильные версии не нужны.
В тройке ответов на вопрос «почему нет?» — уверенность, что «сайт и так вполне комфортно просматривать с мобильного устройства» (эту причину указали 40% опрошенных), «отсутствие необходимости по причине особенностей сайта» (29%) и «отсутствие существенного мобильного трафика» (19%). Те, кто считает создание адаптированной версии сайта необходимым, в 60% случаев надеются на рост аудитории, 39% хотят повысить быстродействие сайта (по сравнению с обычной версией), у 26% уже значительна доля мобильных пользователей.
При этом почти у половины (49%) сайтов функционал мобильной версии не отличается от функционала основного сайта, а у 6% — даже полнее.
Лишь 23% опрошенных опасаются, что мобильный пользователь, попав на неприспособленную для его устройства версию сайта, сразу его покинет, остальные считают, что он останется, разве что на меньшее время.
Пока это соображение можно считать справедливым, адаптированных сайтов мало, «настольная» аудитория преобладает над мобильной на 77% сайтов (в 9% случаев ситуация обратная). Однако, отметил Горный, количество мобильных пользователей растет, и недооценивать этот факт, как делает пока большинство веб-разработчиков, совсем не стоит.