Это исследование, как рассказал главный редактор «Интернета в цифрах» Дмитрий Чистов, будет состоять из нескольких частей, и на сегодняшний день подготовлена лишь первая – «Профессии и профессионалы будущего», отвечающая преимущественно на вопрос, каким видят свое будущее в динамично меняющемся мире студенты и выпускники технических вузов. В опросе приняли участие более 500 студентов ВШЭ, МФТИ, МИФИ, МГУ, СПбГУ, БГТУ, Станкина и других учебных заведений.
Авторы исследования, добавил Чистов, ставят задачу узнать и мнение «другой стороны» — потенциальных работодателей, ИТ-экспертов и инвесторов, всех тех, кто формирует спрос на ИТ-кадры. Результаты их опроса будут представлены исследователями в начале декабря.
Требуется практика
82% опрошенных в ходе исследования студентов, рассказал Чистов, учатся в настоящее время, остальные 18% получили диплом не более двух лет назад и считаются молодыми специалистами. 52% участников опроса учатся или учились на факультетах и по специальностям, связанным с математикой, физикой, инженерным делом и информатикой, еще 34% проходят обучение по направлениям менеджмента, экономики и различных гуманитарных наук. Большинство студентов (68%) утвердительно ответили на вопрос, считают ли они правильным свой выбор вуза, 62% полагают, что не ошиблись со специальностью. Респонденты в массе своей весьма высоко оценили тот объем знаний, которые дают им вузы, и полагают, что на «доучивание» на рабочем месте им потребуется не больше года. Однако 66% отметили недостаточную практику в ходе обучения и 42% — недостаточное количество кейсов и практических примеров. В необходимости стажировки в действующих компаниях уверены 79% опрошенных студентов.
Исследователи выделили ряд технологических направлений, которые будут наиболее перспективны, по их мнению, в будущем и дадут импульс для появления новых профессий и специальностей, и предложили студентам оценить их интересность. Наиболее популярным оказалось направление компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта; в этой сфере, возможно, захотели бы работать 33% респондентов. Робототехника и разработка программного обеспечения для роботов вызывает интерес у 28% опрошенных, столько же могли бы попробовать себя в сфере 3D-печати и проектирования, а также в разработках по дополненной и виртуальной реальности. Облачные технологии вызывают интерес у 24% студентов, ИТ в образовании – у 23%, «умные города» — у 21%. Меньше всего интереса у будущих специалистов вызвали биоинформатика и ИТ в медицине (19%), работа с объемами данных или информатика в статистике (17%), Интернет вещей (17%).
Также, сообщил Чистов, исследователи проверили, насколько сегодняшние или вчерашние студенты готовы попробовать себя в роли предпринимателей, а не наемных работников. Положительно ответили 15% опрошенных, 14% заявили, что точно не собираются заниматься бизнесом, 228 респондентов признались, что среди их сокурсников есть те, с кем им хотелось бы открыть свой стартап.
Второй Google не нужен
Однако «мода на стартапы», которой сейчас увлекаются многие, может оказаться не такой многообещающей, как представляется выпускникам, считает директор департамента стратегических коммуникаций РВК Евгений Кузнецов. По его мнению, возможности для быстрого создания крупного технологического бизнеса сейчас уже не так доступны, как прежде, и не во всех областях. К примеру, поисковик, подобный Google, создать вряд ли удастся, заметил он. Однако стоит обратить внимание на возможности и перспективы, открывающиеся при конвергенции с другими областями, к примеру возможности применения ИТ в медицине, образовании и т. д.
Эту точку зрения подтверждает и само исследование, сообщила директор рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская. По ее словам, результаты опроса топ-менеджеров технологических компаний и евангелистов свидетельствуют, что спрос на ИТ-специалистов, а также инвестиционная активность растут в самых разных сферах. Этот же факт подтверждается небольшим исследованием, проведенным на портале HeadHunter, добавила директор по маркетингу HeadHunter Ольга Мец. По ее словам, за три последних года потребность в ИТ-специалистах со стороны медицины и образования выросла в три раза. По данным аналитического сервиса VentureDataBase, в медицинской сфере количество открытых инвестиций и грантов выросло с четырех, выданных в 2010 году, до 25 в 2012-м, сообщил Чистов.
Растущий интерес к новым технологиям и их более широкое внедрение приводят к тому, что компаниям, во-первых, все больше требуются ИТ-специалисты, обладающие знаниями и в других областях, например в медицине, и, во-вторых, уже недостаточно работников, получивших эти знания эмпирическим путем, считает Ольга Мец. Потребность в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями сразу в нескольких, абсолютно не связанных друг с другом сферах, будет только увеличиваться, а значит, вузам уже сейчас имеет смысл задуматься над тем, как готовить таких специалистов. Решений, по мнению Мец, здесь может быть несколько, например вузы могут развивать в соответствующем направлении ИТ-кафедры, существующие во многих из них, или открывать совместные кафедры с профильными учебными заведениями.
Но одних технических сотрудников, считает Кузнецов, компаниям недостаточно. Бизнес, особенно высокотехнологический, нуждается в людях, которые способны решать глобальные задачи, могут предвидеть, какие тенденции окажут наибольшее влияние в будущем и даже перевернут индустрию. Таких визионеров, по словам Кузнецова, вполне возможно воспитать, и, более того, подобные попытки уже делаются. В качестве примера он привел двухгодичную образовательно-исследовательскую программу для студентов Game Changers, основным направлением которой является подготовка по специальности Market Development – как сделать что-то, что изменит рынок в целом.
Однако, чтобы получить таких специалистов, требуется кардинально изменить саму систему преподавания в вузах, сделать ее более прикладной и более соответствующей реалиям времени, считают авторы исследования. Поэтому по окончании исследования они намерены ознакомить с его результатами максимальное количество вузов и учебных центров, с тем чтобы в этих образовательных учреждениях сравнили свои взгляды на подготовку ИТ-специалистов со взглядами тех, кто участвовали в исследовании и совместно с ними попытались решить одну из главных проблем российского образования – обучение огромного количества студентов специальностям, не востребованным в современном высокотехнологичном мире.