Apple сохраняет высокую рентабельность и извлекает прибыль из всей своей экосистемы, что имеет гораздо большее значение, чем статистические выкладки рыночных долей |
В 2014 году поставки планшетов достигнут 285 млн устройств, а в 2017-м вырастут до 396 млн единиц. В третьем квартале нынешнего года на планшеты приходилось около 40% от общего объема продаж ПК, и в количественном выражении они отставали от ноутбуков всего на полмиллиона единиц. Несмотря на снижение поставок настольных и портативных компьютеров, мировой рынок ПК благодаря включению в эту категорию планшетов вырос по итогам квартала на 18%.
Главной движущей силой роста популярности планшетов, по свидетельству аналитиков Canalys, стали устройства на платформе Android, доля которых на рынке достигла 65%. Лидером здесь, как и в сегменте смартфонов, является компания Samsung, на которую в третьем квартале 2013 года пришлось 27% от общего объема продаж. Основным конкурентом Samsung за пределами поля Android остается компания Apple.
«Спад Apple на рынке ПК с учетом используемой ею бизнес-модели становится неизбежным, – утверждает старший аналитик Тим Куллинг. – Samsung в этом квартале вышла в лидеры в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, а Apple в перспективе уступит свои позиции конкурентам на большинстве рынков».
Вместе с тем, компания Apple остается одной из немногих, кто продолжает получать на волне бума планшетов высокую прибыль. Продукты старшего класса привлекают богатых покупателей. Apple сохраняет высокую рентабельность и извлекает прибыль из всей своей экосистемы, что имеет гораздо большее значение, чем статистические выкладки рыночных долей.
В среднесрочной перспективе Samsung и Apple по-прежнему будут удерживать лидерство, однако и конкуренты их тоже не дремлют. Стремительно растущий рынок быстро наполняется как никому не известными брендами, так и продукцией транснациональных игроков, к которым относятся в первую очередь Acer, ASUS, Lenovo и HP.
Дешевые планшеты привлекают потребителей, и в этих условиях устройства под своей маркой начинают продавать даже супермаркеты и предприятия розничной торговли, такие как Tesco и Argos.
«Умело манипулируя теми ценами и сроками, которые предлагают им китайские поставщики, владельцы небольших брендов проводят активную экспансию и укрепляют свои позиции на рынке», – отмечает аналитик Джеймс Вонг.
После приобретения бизнеса смартфонов Nokia корпорации Microsoft необходимо представить потребителям четкий перечень выпускаемой продукции. Нужно также сосредоточиться на разработке приложений, а если компания намерена остаться в аппаратном бизнесе всерьез и надолго, ей следует укреплять отношения с партнерами и потребителями.
«Важнейшим первым шагом должно стать разрешение вопросов, связанных с совместным существованием Windows Phone и Windows RT, – подчеркнул аналитик Canalys Пин Чен Тонг. – Наличие трех разных операционных систем на рынке смартфонов приводит в замешательство разработчиков и потребителей».
Согласно прогнозам, доля Microsoft на рынке планшетных компьютеров увеличится с 2% в 2012 году до 5% в 2014-м.
Ожидается, что 2014 год будет наполнен многочисленными слияниями, приобретениями и провалами, поскольку производители ПК всех мастей отчаянно борются за сохранение своего бизнеса настольных компьютеров и ноутбуков и одновременно пытаются выйти на рынок планшетов, где устройства с ограниченным функционалом продолжают пользоваться высоким спросом.