Константин Шляхов: «Если положить миллион смартфонов один на другой — получится Джомолунгма» |
В Казахстане и странах СНГ дела обстоят гораздо лучше — рост 67 и 119% соответственно, но на общие показатели эти цифры влияют не очень сильно.
Разумеется, последний квартал может внести изменения. Константин Шляхов, генеральный менеджер компании, впрочем, предложил оценивать результаты по итогам всего года — с учетом соответствующих показателей конкурентов и рынка в целом.
По отдельным вендорам есть хорошие результаты и за отчетный период. На фоне спада продаж серверов и систем хранения данных в «Марвеле» добились неплохого роста по этим продуктам у HP и Hitachi, продукции Oracle, оборудованию APC, Avaya и Avocent. Из почти четырех сотен партнеров, приобретенных за девять месяцев, более 70% занимаются проектным бизнесом.
Однако наибольших успехов компания достигла на рынке розничных товаров, став лучшим дистрибьютором у Acer (по коммерческим ноутбукам) и у Samsung (по планшетам), по продажам фототехники в целом (среди дистрибьюторов). Еще одно достижение — в России за 11,5 месяца продан миллион смартфонов. Львиная доля из них, как было отмечено, — производства HTC, хотя у «Марвела» есть также контракты с Sony, Huawei, ZTE и Samsung.
Рынок смартфонов, по словам Вадима Степанишина, заместителя генерального менеджера по ретейлу, в 2013 году стал самым крупным из потребительских рынков электроники и бытовой техники. По оценке «Марвела», сделанной на основе собственных наблюдений и прогнозов аналитиков, за год в России будет продано 17,4 млн устройств (на 41% больше, чем в 2012 году) общей стоимостью 5,4 млрд долл. (рост — 26%). Сама компания рассчитывает увеличить продажи на 44% в штучном исчислении и на 30% — в денежном. Планы относительно Казахстана и стран СНГ — 150 и 342% соответственно. И там и там средний смарфон, по прогнозам компании, подорожает, вопреки общей тенденции и оборот вырастет на 164 и 367%.
Из других интересных цифр, названных Степанишиным: почти половина продаваемых ныне смартфонов — с двумя SIM-картами, почти две трети — с двумя камерами, почти 80% — на Android. Более трети продаваемых устройств дешевле 5 тыс. руб., однако 40% выручки приходится на аппараты дороже 15 тыс.
В 2014 году рынок смартфонов увеличится до 22,4 млн штук (29%) и 6,35 млрд долл. (18%). Рост, как видно, замедлится, однако остальные товарные категории будут чувствовать себя еще хуже, разве что планшеты подрастут на 12% и мобильные аксессуары с наушниками.
Если присмотреться повнимательнее, то тенденции вылядят не столь однозначно. Скажем, падение продаж ноутбуков, которое продолжится и в 2014 году, связано с тем, что устройства начального уровня, в том числе нетбуки, еще относительно недавно популярнейшая товарная категория, «съедается» планшетами. А высокопроизводительные портативные компьютеры и сейчас продаются неплохо. Как и качественные фотокамеры. «Мыльницы» же вытесняются камерами смартфонов — для популярных сетевых сервисов их более чем хватает.
Основная битва за покупателя на мобильном рынке, как полагает Андрей Кормильцев, вице-президент HTC Россия и СНГ, будет вестись между платформами iOS и Android. Покупатели, по его словам, пока не готовы платить «премию» за устройство на Windows, подобно тому как это делают поклонники продукции Apple. «Люди воспринимают Windows-аппараты как модели стартового сегмента», — сказал он. В Microsoft же видят ситуацию иначе. И пока одна из сторон не передумает, существенных сдвигов наблюдаться не будет, полагает Кормильцев.