Официальная позиция корпорации отводит игровой консоли роль одного из главных связующих звеньев стратегического плана One Microsoft |
Xbox — одна из четырех аппаратных технологий, перечисленных генеральным директором корпорации Стивом Балмером в качестве элементов стратегии One Microsoft, наряду с персональными компьютерами, планшетами и смартфонами. Балмер называет Xbox «серьезным развлечением» и отводит этой игровой консоли роль одного из главных связующих звеньев стратегического плана по объединению Microsoft.
«Для нас интерактивные развлечения — это нечто серьезное, требующее разнообразного аппаратного обеспечения, приложений и сервисов», — подчеркнул глава Microsoft в июльской записке, излагающей суть предстоящих перемен.
Но, по некоторым оценкам, убытки бизнеса Xbox в 2013 году достигли 2 млрд долл., а анализ реальных затрат на производство устройств показал, что Microsoft продает консоль лишь немного дороже себестоимости. Правда, судить о рентабельности Xbox трудно, учитывая, что финансовые результаты игрового бизнеса «спрятаны» в одном балансе с патентными отчислениями, которые Microsoft получает от продаж Android-фонов, а также с доходами от Skype и Windows Phone.
Но Риш Шерлунд, аналитик компании Nomura Securities, уверен, что на фоне остальных статей дохода Microsoft игровая консоль выглядит тускло. «Xbox — популярная продуктовая линейка, успешный потребительский бренд, но он отнимает массу денег и, на наш взгляд, отвлекает корпорацию от более весомых продуктов корпоративного уровня», — полагает он.
В компании IHS разобрали консоль Xbox One и подсчитали стоимость комплектующих — 457 долл.; при этом продается она за 499 долл. Если учесть прочие расходы на выпуск продукта, то выходит, что прибыли практически нет, полагают в IHS. Примерно такая же ситуация с Sony PlayStation.
Но возможно, это нормально, высказывает предположение Стив Мэзер, главный аналитик IHS: «Производители обеих консолей имеют возможность компенсировать потери за счет продаж дорогостоящих игр».
Помимо финансовых ресурсов, Xbox отвлекает на себя персонал. В частности, Дэйву Катлеру, являвшемуся ведущим разработчиком Windows NT и Windows Azure, было поручено создать специализированный гипервизор для Xbox One. На консоли одновременно работает собственная игровая операционная система и видоизмененная Windows 8 — гипервизор помогает сосуществовать этим двум ОС.
В Microsoft также работают над организацией онлайн-супермаркета, через который можно будет продавать приложения и игры для Xbox. Магазин потребует немало ресурсов — каждое приложение для него должно проверяться специалистами Microsoft, в частности на предмет соответствия требованиям безопасности. Xbox One оснащена камерой и детектором движений, так что придется следить, чтобы не было злоупотреблений этими компонентами.
Сервис Xbox Video позволяет передавать контент не только на саму Xbox, но также на Windows Phone и персональные компьютеры — с помощью специального приложения. Но если бы Microsoft избавилась от Xbox, это практически не затронуло бы другие продуктово-сервисные линейки корпорации, в особенности предназначенные для бизнеса. Таким образом, отчуждение бизнеса Xbox вполне могло бы позволить Microsoft повысить свою маневренность и переключиться на прибыльные продукты.
Балмер в интервью блогеру Мэри Джо Фоли говорит о важности Xbox как символа того, что Microsoft продолжает разрабатывать аппаратные новшества в соответствии с требованиями времени.
«Если вы стоите на месте, тогда как отрасль меняется, вы оказываетесь не у дел, поскольку то, в чем вы были хороши, уже неинтересно», — отметил Балмер. Начав выпуск Xbox, в корпорации набрали команду инженеров по процессорам и сформировали цепочку поставок комплектующих. В результате у корпорации появился опыт, чтобы организовать выпуск планшетов Surface.
Но если Surface мог бы вписаться в общий план корпорации по расширению сервисного бизнеса, то Xbox остается аутсайдером, без которого высвободившиеся ресурсы можно было бы пустить на достижение стратегически важных целей.