Интерфейс Coast адаптирован под мультисенсорный ввод, что, например, видно по всплывающему меню |
Компания Opera выпустила специальный браузер под названием Coast для платформы iOS. Он представляет собой надстройку над свободным ядром для отображения страниц WebKit, а не над Blink, на котором построены другие браузеры компании. Основной целью создания браузера Coast является удобство для пользователей планшетных компьютеров. В частности, Хьюб Кляйнаут, автор браузера Coast, приводит пример со стрелками «вперед» и «назад», которые есть в любом классическом браузере. Между тем на планшете принято использовать для перелистывания страниц горизонтальные жесты — это более наглядно и интуитивно понятно. Именно для того, чтобы реализовать управление, привычное для пользователей планшетных компьютеров, и был задуман Coast, поэтому он может оказаться более удобным, чем альтернативные браузеры.
Веб-технологии изначально задумывались так, что именно браузер является основным компонентом для представления данных, а язык разметки HTML содержит лишь метаданные, не определяя их представление и способ взаимодействия с пользователем. Конечно, потом пришлось создавать и стандарт на описание веб-интерфейса в виде CSS, и язык сценариев для разработки веб-приложений JavaScript. Однако именно разработчики браузера могут решать, как их продукт будет реагировать на те или иные жесты на мультисенсорном экране. Такие жесты с использованием нескольких точек контакта были нереализуемы на персональном компьютере с манипулятором типа «мышь», но на современных компьютерах с сенсорным управлением позволяют более наглядно и интуитивно управлять веб-приложениями. Именно поэтому и потребовалась разработка специального браузера для планшетных компьютеров практически с нуля.
Следует отметить, что появление устройств с сенсорным вводом может привести к изменению самих веб-сайтов и методов доступа к информации с помощью веб-приложений. Собственно, даже сам стандарт HTML5 был инициирован в том числе и разработчиками Apple для реализации на платформе iOS тех функций, которые ранее можно было выполнить только с помощью языка Flash. В результате HTML5 и тесно связанная с ним технология AJAX постепенно вытесняют классические HTML-технологии, опирающиеся на гиперссылки и страницы. Вот поэтому разработчики нового ядра браузера Opera и путешествуют по миру, разъясняя создателям веб-проектов «правила хорошего тона» для построения современных веб-приложений, удобных в том числе и для сенсорного ввода.
Одной из рекомендаций разработчиков является сокращение числа страниц на сайте. «В сенсорном интерфейсе переход по ссылкам не очень удобен, — отмечает Кляйнаут. — Для пользователей планшетных компьютеров сайты стоит делать на одной странице, а все взаимодействие организовывать через сценарии на JavaScript с получением от сервера только изменяемых данных, но не всей страницы целиком». При этом интерфейс такого приложения должен адаптироваться под размеры экрана планшетного компьютера и его ориентацию. Кроме того, браузер поддерживает технологию HandJS, которая предназначена для обработки мультисенсорных жестов. Она была предложена корпорацией Microsoft, но теперь поддерживается и браузерами других производителей, в том числе Coast.
Браузер трактует сайт как отдельное приложение, которое может быть сохранено в виде пиктограммы на рабочем столе iOS, при нажатии на нее пользователь попадает сразу на сайт. Теперь у создателей сайтов нет необходимости делать отдельное мобильное приложение для доступа к системе собственной разработки — с такой задачей вполне справится Coast, только при разработке сайта нужно выполнить определенный набор требований по поддержке соответствующих технологий.
Следует отметить, что переход на «одностраничные» сайты с фоновым обменом XML-данными с сервером порождает определенные коллизии для самой идеологии Web. Например, возникают проблемы поиска информации, поскольку она оказывается инкапсулирована в AJAX-интерфейс, и корректно получить из него данные для поисковой машины не так-то просто. Поэтому по мере «планшетизации» Web придется пересматривать и подходы к разработке базовых сервисов, таких как поиск.