Алексей Осипов: «Мы не боимся делать концепты — нишевые устройства, направленные в будущее и отражающие те технологии, которыми мы обладаем и которые широко будут использоваться впоследствии» |
В компании ASUS считают, что списывать эти устройства со счетов рано, пока существуют задачи, которые невозможно решить с помощью планшета. Кроме того, значительно изменить расстановку сил на рынке могут разнообразные гибриды, чей рост продаж в наступившем году станет одной из самых интересных тенденций рынка и приведет к появлению новых сценариев использования, которые пока даже трудно себе представить. О том, каким компания видит развитие рынка в ближайшие несколько лет и какие задачи себе при этом ставит, Computerworld Россия рассказал представитель по продажам ASUS в России Алексей Осипов.
- Недавний прогноз исследовательской компании Canalys гласит, что в 2014 году объем продаж планшетов составит половину общего оборота рынка ПК. Аналитики также предсказывают большие сложности для производителей, поскольку им придется решать сразу две задачи – сохранение своего бизнеса настольных компьютеров и ноутбуков и одновременно завоевание позиций на рынке мобильных устройств. Согласны ли в ASUS с этим прогнозом и как планируют решать эту проблему?
Несколько лет назад у нас в компании произошло разделение по направлениям, чтобы более гибко и оперативно реагировать на изменения рынка. Это разделение на компонентный и мобильный бизнес. И так как мы сами разрабатываем устройства, между направлениями, конечно, происходит обмен технологиями, но действуют они отдельно. Это разные рынки, и смешивать их не стоит, поскольку и задачи, которые решают настольные и мобильные устройства, разные.
- Что произойдет с рынком мобильных устройств – планшетов и смартфонов — после насыщения ими? Когда вы ожидаете наступления такой «точки насыщения»?
Безусловно, за последние два года рынки планшетов и смартфонов показали наибольший рост. Что касается наступления момента насыщения, то прогнозы тут могут быть самые разные – от полугода до двух лет. Сказать точно нельзя. Однако насыщение не будет ярко выражено, поскольку устройства очень быстро развиваются, и в некоторых случаях их становится довольно сложно классифицировать. Например, планшеты-трансформеры и падфоны (гибрид планшета и смартфона) добавляют сценарии использования, что делает рынок и охват аудитории еще более широкими. Можно также упомянуть недавно появившиеся гибридные устройства «два в одном». Например, у нас есть модель Trio с двумя процессорами, один из них расположен в мобильном устройстве, а другой – на клавиатуре. В первом случае у вас в руках планшет на Android, а при подключении клавиатуры – ноутбук на Windows, причем последнюю можно также использовать в качестве стационарного десктопа.
В ASUS считают, что будущее за гибридами, или же это просто способ выделиться из общей массы производителей?
Нет, мы считаем, это то новое, что дает большие возможности пользователям и что будет им интересно. Пользователи все лучше понимают, что им нужно и как они хотят это использовать. Например, на обычном планшете сложно работать с офисными приложениями, в некоторых случаях практически невозможно обойтись без клавиатуры. Все это подводит пользователя к осознанию полезности гибридных устройств.
- А чем выгодны такие устройства производителям? Ведь продажи отдельных устройств, например смартфонов и планшетов, приносят больше дохода, чем продажи гибридов?
С математической точки зрения — безусловно. Однако не все так просто. Когда были КПК и кнопочные телефоны, многие производители тоже были уверены, что их объединение не имеет особого смысла. Однако смартфоны появились – и завоевали рынок.
Думаю, гибридные устройства вряд ли так сильно изменят рынок в ближайшем будущем, хотя, конечно же, займут на нем заметное место. Но спрос на отдельные устройства будет сохраняться еще очень долго, и пока идет развитие рынка, эти категории будут относительно мирно сосуществовать.
Появление новых формфакторов не приведет к полному исчезновению привычных устройств. К примеру, десктопы сейчас активно заменяются ноутбуками, но это не значит, что спрос на них исчез полностью.
- Недавно глава Asus Джерри Шен заявил, что компания рассчитывает продавать больше собственных планшетов, нежели устройств Nexus, выпускаемых совместно с Google. Изменилась ли в связи с этим стратегия продаж, в том числе в России?
Я думаю, такой сценарий логичен хотя бы потому, что модельный ряд устройств, который мы выпускаем под собственным брендом, гораздо шире. Nexus — отдельная категория, и здесь у нас нет задачи как специально уменьшать их продажи, так и делать акцент именно на этом продукте.
- Нетбуки в свое время стали очень популярным и успешным формфактором. Удалось ли ультрабукам повторить подобный успех?
Прежде всего нельзя сказать, что нетбуки умерли. Да, сам термин ушел в прошлое, но небольшие ноутбуки диагональю 10-12 дюймов остаются на рынке. Они немного трансформировались – появились сенсорные экраны, увеличилась производительность.
Что касается ультрабуков, то они открыли новые горизонты, показав, каким тонким, стильным и производительным может быть ноутбук. Но технологии, которые в них используются, применимы и в других устройствах. Например, у нас есть модель TX-300 – ультрабук-трансформер, он может использоваться как планшет и в нем установлен процессор Intel i7.
Сравнивать успехи ультрабуков и нетбуков сложно. Если оценивать «вау-эффект», то ультрабуки произвели на рынок примерно то же впечатление, что и нетбуки когда-то. Если говорить с точки зрения объема рынка, то продажи нетбуков были выше. Но надо учесть, что ультрабуки принадлежат к более высокой ценовой категории и их может позволить купить себе меньшее число людей. Большинство же пользователей нетбуков переключились на планшеты.
- В линейке ASUS можно найти довольно необычные устройства, отличающиеся от общепринятых стандартов, сложившихся в индустрии. Насколько они популярны в России или же это изначально нишевые продукты, рассчитанные на ограниченный круг покупателей?
Есть несколько категорий продуктов. Есть, так сказать, «концепт-кары» — устройства, направленные в будущее и отражающие те технологии, которыми мы обладаем и которые широко будут использоваться впоследствии. Например, модель NX90, где были два тачпада, выносные колонки. Этот ноутбук был с самого начала нишевым продуктом.
Вместе с тем у нас есть продукты, рассчитанные на массовую аудиторию. Тот же Trio, который я уже упоминал.
- В Microsoft позиционировали свой Surface как универсальное устройство, способное заменить все остальные – от планшета до настольного ПК. Насколько оправданно создание такого универсального инструмента для работы и нужно ли оно?
Microsoft в принципе делает все правильно. Их новая операционная система не создавалась изначально как платформа для мобильных устройств, как iOS или Android. Сказать, что Surface — универсальное устройство, можно, оно позволяет решать больше бизнес-задач, хотя с точки зрения производительности полностью заменить рабочий компьютер оно, конечно, не может.
- Насколько популярны сенсорные экраны на ноутбуках, нетбуках, ультрабуках под Windows 8, востребованы ли они пользователями?
Да, людям пока непривычны сенсорные экраны на ноутбуках, но они дают определенное преимущества, например при работе с таблицами. Тем не менее устройства с сенсорными экранами занимают своеобразную нишу, и сказать, что их ждет большое будущее, я не могу. Однако из них вышли новые тач-устройства, те самые трансформеры.
- Какими были основные тенденции на рынке в 2013 году и как изменится ситуация в 2014-м, и изменится ли?
2013 год стал годом планшетов и смартфонов, они показали огромный рост, даже больший, чем мы ожидали. Но мы, конечно, подправили свои планы уже во втором квартале. Что касается 2014 года, я думаю, что все тенденции сохранятся, но мы прогнозируем некоторую стагнацию рынка привычных нам ноутбуков и рост сегмента «два в одном», который будет расти с нуля, и расти очень быстро. Если этот прогноз оправдается, нас ждет и рост доли операционной системы Windows, мы ожидаем, что к концу года доля мобильных устройств на этой платформе превысит 20%.