По словам Эдварда Сноудена, юристы АНБ усердно ищут лазейки в законах государств Евросоюза |
АНБ сотрудничает со спецслужбами государств ЕС, чтобы иметь доступ к максимально возможному количеству данных по их гражданам, заявил Сноуден, давая показания Европейскому парламенту.
Показания Сноудена сыграли главную роль в расследовании по делу о массовой электронной слежке за гражданами ЕС. Инициатива слежки исходит во многих случаях от АНБ, однако осуществляется она не без помощи государств ЕС и обходится весьма недешево, утверждает он.
По мнению Сноудена, АНБ оказывает давление на страны ЕС, стараясь вынудить их организовать массовую прослушку. Это делается силами подразделения по международным отношениям АНБ, говорит Сноуден, добавляя, что юристы этого ведомства и британского Управления правительственной связи «усердно трудятся над поиском лазеек в законах государств ЕС, чтобы воспользоваться ими для оправдания операций тотальной слежки, которые если и были санкционированы законодателями, то лишь по недопониманию».
Попытки АНБ «интерпретировать европейские законы с целью получения определенных полномочий для себя» — это преднамеренная стратегия, осуществляемая, чтобы избежать протестов общественности и обвинений в нарушении юридических норм, добавил он.
Недавно в АНБ оказали такое давление на Швецию, Голландию и Новую Зеландию, утверждает Сноуден. Кроме того, по его словам, Германию пытаются заставить изменить закон о тайне почтовой и электронной переписки в нарушение конституционных прав граждан страны.
«Все перечисленные страны получали инструкции от АНБ, а иногда от имени Министерства обороны США или других структур о том, как ослабить у себя юридическую защиту от перехвата информации», — убежден Сноуден. Результатом этого вмешательства АНБ стало бы лишение граждан права на свободу от необоснованной прослушки, а также создание систем массового секретного наблюдения в каждом из государств, предположил он.
В конечном счете в каждом из государств спецслужбы начали бы независимо друг от друга предоставлять доступ к своим данным АНБ и подобным структурам, «не понимая, что это приведет к построению глобальной системы массовой слежки за рядовыми гражданами», считает Сноуден.
После того как АНБ добивается ослабления юридических ограничений на массовую слежку от государств-партнеров, начинается давление на спецслужбы с целью получить доступ к трафику основных телекоммуникационных провайдеров, утверждает он: «Иногда в АНБ сами предоставляют консультации и даже физическое оборудование, позволяющее обрабатывать колоссальные объемы перехватываемого трафика. Когда такое оборудование введено в действие, граждане страны лишаются приватности обмена сообщениями, а спецслужбы могут без труда иметь доступ к этим сообщениям АНБ».
В договорах между АНБ и зарубежными партнерами для американского ведомства предусмотрена возможность следить за гражданами государства-партнера, не информируя его об этом, а для самого партнера — возможность правдоподобно отрицать факт слежки, продолжил Сноуден.
«В результате государство ЕС, например Дания, может дать АНБ доступ к своему центру прослушки на условии, что ведомство не будет следить за датчанами, а, скажем, Германия дает доступ к своему такому же центру на условии, что не будет слежки за немцами, — объясняет он. — Но эти два центра могут быть двумя конечными точками одного и того же кабеля, так что АНБ просто перехватывает все сообщения граждан Германии, проходящие через Данию, и наоборот, и таким образом не нарушает условий соглашений».
Сноуден, который, по его словам, все еще пытается получить политическое убежище в ЕС, предложил решение проблемы массовой слежки.
Например, можно легко увеличить затраты на такую слежку путем изменения технических стандартов, полагает он: «Всеобщее сквозное шифрование легко может сделать слежку за всеми без разбора экономически невыгодной. После перехода на тотальное шифрование правительства, скорее всего, вернутся к традиционной адресной слежке по подозрению». Такой метод наблюдения более эффективен, полагает Сноуден: «Слежка играет важную роль в расследованиях, поэтому отказываться от нее насовсем не нужно».
Выслушав показания Сноудена, Европарламент принял резолюцию о приостановке ряда действующих соглашений между ЕС и США, в том числе об обмене банковскими данными и о личной информации граждан Евросоюза, которая передается в США неевропейскими компаниями. Кроме того, было решено вопросы защиты данных обсуждать отдельно от переговоров о свободной торговле между ЕС и США. Согласно резолюции парламента, борьба против терроризма не может служить оправданием секретной и незаконной массовой слежки.
Парламент также проголосовал за ужесточение мер защиты информации о гражданах Евросоюза, которая передается в страны, не входящие в ЕС. Согласно поправкам, компании, нарушающие новые правила, могут быть оштрафованы на сумму до 100 млн евро или до 5% их годового оборота. Следствием резолюций, принятых парламентом, может стать изменение общеевропейских законов о защите данных, действующих уже 19 лет.