Дмитрий Конаш: «В Европе к 2020 году будет не хватать около миллиона ученых» |
Предполагается, что она в ближайшие два года охватит еще пять-семь российских регионов. В настоящее время лаборатории для школьников функционируют только в Москве и Нижнем Новгороде.
Программа STEM-центров нацелена на вовлечение старшеклассников в научную деятельность. Речь идет прежде всего о точных науках — математике, физике, химии. Об этом свидетельствует и расшифровка аббревиатуры STEM — Science, Technology, Engineering, Mathematics. Параллельно с вовлечением молодых людей в науку осуществляется популяризация инженерных специальностей (в том числе специальностей в области ИТ).
В рамках программы STEM-центров с 2012 года (с момента ее запуска в России) в Москве и Нижнем Новгороде появилось 78 лабораторий для школьников, через которые прошло 2500 учащихся. Старшеклассники совместно со своими наставниками из университетов и научных учреждений инициировали около 300 уникальных проектов в различных областях науки. Многие молодые люди, возможно, именно благодаря реализации этих проектов, являющихся в большей степени научно-образовательными, чем научными, решат стать учеными, дефицит которых становится угрожающе велик. По словам Дмитрия Конаша, регионального директора Intel в России и других странах СНГ, в Европе к 2020 году будет не хватать около миллиона ученых.
Программа, помимо привлечения молодых людей в науку, нацелена также на стимулирование внедрения инновационных методик обучения. По словам Конаша, в области подготовки ИТ-специалистов такие методики в России достаточно широко применяются, и к ним проявляют интерес в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Обновленный вариант программы STEM-центров предполагает не только географическое расширение, но и то, что она будет сфокусирована на инженерных науках и, прежде всего, на направлениях, связанных с носимой электроникой и Интернетом вещей. Пока неизвестно, в каких городах в ближайшее время могут появиться новые лаборатории для школьников, поскольку Intel соответствующих конкретных планов не имеет. В корпорации говорят лишь, что без STEM-центров не могут представить Санкт-Петербург.
Присоединение к программе новых регионов зависит в первую очередь от местных университетов, которые должны продемонстрировать желание подключиться к проекту. Intel совместно с АФК «Система» рассматривает заявки вузов и, если они соответствуют требованиям, обеспечивает финансирование через выделение грантов. Кроме этих двух компаний, организатором проекта по созданию сети STEM-центров в России является Московский государственный университет.
«В ближайшее время количество учащихся, которые пройдут через лаборатории для школьников, увеличится втрое. Количество проектов старшеклассников также должно возрасти примерно в три раза — с 300 до 1 тыс.», — надеется Леонид Гусев, руководитель дирекции Фестиваля науки, заместитель проректора МГУ.
Популяризацию науки среди детей Intel осуществляет также через проведение Всемирного конкурса научных достижений школьников ISEF (International Science and Engineering Fair). В этом году с 11 по 16 мая в Лос-Анджелесе прошли финальные соревнования, в которых после отбора на региональном уровне приняло участие 29 школьников. Двое из них стали призерами: москвичка Екатерина Куценок заняла второе место в секции «Химия», а петербуржец Николай Мостовской — третье место в секции «Математика». В школах, которые они заканчивают в этом году, большого эффекта от программы STEM-центров как раз не стоит ожидать, потому что почти все их одноклассники уже вовлечены в какие-либо научно-образовательные проекты. Популяризация науки нужна прежде всего там, где учащиеся имеют намного меньше возможностей, чем в самых продвинутых образовательных учреждениях двух российских столиц. С расширением географии STEM-центров, возможно, удастся охватить школы, которые пока не перегружены участием в различных научно-образовательных программах.