Именно так многими воспринимается намерение Verizon приобрести компанию AOL за 4,4 млрд долл. Планы эти представляются особенно несоразмерными, если учесть, что выручка AOL в четвертом квартале составила 625 млн долл. – всего 2% от тех 32 млрд долл., что получила за тот же период сама Verizon.
Тем не менее некоторые аналитики полагают, что планируемое Verizon приобретение вполне оправданно. Компания инвестирует в свою долгосрочную стратегию, которая базируется в том числе и на массовом использовании беспроводного видео потребителями, имеющими в своем распоряжении смартфоны и другие цифровые устройства. А после запланированной сделки Verizon получит возможность распространять принадлежащий AOL видеоконтент и рекламу.
В высокой цене, предлагаемой Verizon за AOL, аналитики Moody's Investors Service усматривают рациональное зерно: «Эта сделка поможет компании реализовать свою долгосрочную стратегию по продвижению и монетизации мобильного видео».
В случае завершения сделки наибольшую, пожалуй, ценность для Verizon будут представлять рекламные возможности AOL. Доходы рекламного подразделения AOL в первом квартале выросли на 19% и достигли 231 млн долл., чего не могли не заметить в Verizon.
В целом рекламный рынок, ориентированный на владельцев мобильных и прочих цифровых устройств, уже сейчас имеет огромный оборот и продолжает расти очень быстрыми темпами. По данным Technology Business Research, затраты на рекламу за год выросли на 15% и в 2015 году обещают превысить 150 млрд долл.
По сути, Verizon хочет пойти по стопам Google, Facebook и Yahoo, предлагая больше мобильной рекламы, которая будет приносить компании дополнительный доход. «Даже Microsoft активно осваивает это пространство, наращивая мускулы своей цифровой рекламы и смещая привычные акценты, – отметил аналитик City Index Кен Оделуга. – Выгода от монетизации контента AOL заметно превысит 4,4 млрд долл., если учесть, что вы становитесь владельцем не только собственника контента, но и платформы по продаже цифровой рекламы».
Аналитик Gartner Билл Менезес назвал предлагаемую за AOL сумму «карманной мелочью» для Verizon с учетом ее размеров и имеющихся у нее денежных средств. «Риски для Verizon очень малы, а потенциальная выгода весьма велика, если, конечно, компании удастся успешно монетизировать цифровой контент и рекламные возможности, которыми располагает AOL», – подчеркнул он.
Вместе с AOL покупатель получит ее ключевые активы, которые позволят компании раздвинуть границы клиентской базы и охватить своими услугами не только абонентов Verizon Wireless, но и любых других пользователей, находящихся в зоне приема сигналов сотовой связи или сетей Wi-Fi.
И даже если в краткосрочной перспективе преимущества для Verizon окажутся и не столь ощутимы, компания твердо намерена противостоять конкурирующей с ней на американском рынке AT&T и другим операторам беспроводной связи, которые занимаются финансированием и развертыванием дорогостоящего оборудования LTE и обычных сетей. А для окупаемости этих сетей нужны новые источники дохода. AT&T, например, намерена приобрести компанию DirecTV по тем же самым причинам, по которым Verizon планирует купить AOL.
«По мере усиления борьбы за доставку контента потребителям лидеры телекоммуникационной отрасли продолжают активно скупать все, что может помочь им опередить конкурентов, – подчеркнул управляющий партнер юридической фирмы Honigman Miller Schwartz and Cohn Филлип Торренс. – Verizon и прочие не хотят упускать открывающиеся перед ними возможности и стремятся оседлать очередную волну доставки контента».
По мнению аналитика Enderle Group Роба Эндерле, планируемая Verizon покупка AOL показывает, что компания обеспокоена агрессивным вторжением Google в рекламное пространство. Но, в отличие от аналитиков Moody's и других специалистов, рассматривающих приобретение AOL в положительном ключе, Эндерле считает, что инициатива эта обречена на провал.
«Verizon пытается изменить ход игры, но выбранная ею стратегия почти наверняка закончится неудачей», – подчеркнул он.
Критикует готовящуюся сделку и группа Free Press. «Это приобретение — еще один пример того, как сиюминутные интересы Уолл-стрит убивают конкуренцию и инвестиции в национальную инфраструктуру», – указал директор по исследованиям Free Press Дерек Тернер.