Спустя год после начала тестирования сервиса «Яндекс.Дзен» персональная лента рекомендаций официально появилась в «Яндекс.Браузере». Она доступна в версии приложения для мобильных устройств под управлением Android и iOS, а также в десктопной версии для ПК под Windows. Кроме того, пользователи смогут получить доступ к веб-версии сервиса через любой браузер.
Как рассказал руководитель сервиса «Яндекс.Дзен» Виктор Ламбурт, персональная лента рекомендаций будет доступна на стартовой странице «Яндекс.Браузера». При ее составлении будут учитываться два источника данных — логи самого браузера, а также реакция пользователя на предложенный ему контент (чтобы его оценить, можно нажать соответствующую иконку, также можно запретить показывать информацию с определенного ресурса и задать предпочтения при первом использовании сервиса).
Для того чтобы определить точно интересы пользователя, требуется не слишком много времени: как уточнил Ламбурт, период тестирования показал, что за неделю работы CTR (click-through rate, показатель «кликабельности», который определяется как отношение числа кликов на ссылку к количеству показов) увеличивается вдвое, а за месяц — возрастает в четыре раза.
Сама лента представляет собой набор карточек, изредка перемежающихся рекламными объявлениями (сейчас для их показа используется «Яндекс.Директ»). Карточка содержит анонс материала и фото, а при клике на нее пользователь попадает непосредственно на страницу ресурса. Это может быть интернет-СМИ, развлекательные порталы, а также некоторые соцмедиа. Как уточнил Ламбурт, сейчас сервис «понимает» записи с LiveJournal, а также некоторые частные блоги (так называемые standalone). В будущем к ним добавятся Tumblr, Medium и другие популярные блог-хостинги. Также «Яндекс» ведет переговоры с популярными соцсетями, включая Facebook и «ВКонтакте» и экспериментирует с разными форматами рекомендаций по соцсетям, но оптимальный формат взаимодействия пока не найден, признал Ламбурт.
Сервис «Яндекс.Дзен» работает на основе данных из глобального поискового индекса «Яндекса» и использует технологии искусственного интеллекта, в том числе технологию обработки естественного языка и компьютерное зрение. Это помогает автоматически анализировать контент (как текстовый, так и мультимедийный), выделять ключевой смысл и сортировать его по темам. Собранные данные обрабатываются с помощью рекомендательной технологии «Диско», основанной на алгоритме машинного обучения MatrixNet, и выдаются пользователю в виде индивидуально настроенной ленты.
Как отметил руководитель «Яндекс.Браузера» Роман Иванов, за 25 лет существования веб-браузеры существенно изменились, перестав быть просто программой для отображения веб-страниц. Современный браузер, по словам Иванова, должен уметь помогать пользователю в поиске, подсказывая популярные запросы и даже давая тут же ответы, «помнить» востребованные пользователем сайты, защищать пользователя от различных угроз — вирусов, фишинга, платных подписок и т.д. В эту концепцию «умного браузера» полностью ложится и сервис «Яндекс.Дзен», отметил Иванов.
По словам Иванова, с системой рекомендаций экспериментируют многие компании: так, существуют редакторские подборки MSN в браузере Microsoft Edge, а Opera предлагает пользователю популярные в его стране материалы. Однако в большинстве браузеров, включая Google Chrome, Firefox, Internet Explorer и Safari, пока нет рекомендаций контента, хотя работы в этом направлении ведутся.
Таким образом, подчеркнул Иванов, «Яндекс.Браузер» стал первым браузером, где был реализован полномасштабный рекомендательный сервис, учитывающий предпочтения конкретного пользователя. Это, добавил Ламбурт, делает новый сервис крайне привлекательным в глазах рекламодателей и открывает широкие возможности для его монетизации. Наличие «Яндекс.Дзен», по его словам, повышает интерес к сотрудничеству с «Яндексом» и у производителей мобильных телефонов, особенно учитывая тот факт, что уже сейчас «Яндекс.Браузер» с лентой рекомендаций доступен в 24 странах на 15 языках (это, по подсчетам «Яндекса», примерно половина всех интернет-пользователей в мире). Сейчас, сообщил Ламбурт, компания ведет ряд переговоров с производителями мобильных устройств о предустановке в последние «Яндекс.Браузера», однако каких-либо подробностей об этом в «Яндексе» пока не разглашают.