Несмотря на то что сегодня уже трудно определить границу, за которой кончаются методы МГ и начинается, например кинематограф, визуальное программирование или САПР, решения, предлагаемые специалистами, работающими в данном разделе computer sciences, будут интересны многим.
Как и было обещано в предыдущем, юбилейном номере, мы продолжаем привлекать к работе над журналом специалистов, давно ставших классиками в своей области. На этот раз перед читателями журнала "Открытые системы" выступят сразу два профессионала: Эндрю вэн Дам и Тед Льюис.
Всем известен устойчивый и предсказуемый на основе закона Мура прогресс в аппаратном обеспечении, который выражается в постоянном улучшении соотношения цена/производительность. Однако ничего подобного в отношении пользовательских интерфейсов не наблюдается - вся история развития интерфейсов характеризуется как прерывистое равновесие, когда долгие периоды стабильности чередуются с быстрыми изменениями. Свои соображения, касающиеся развития поколений интерфейсов, Эндрю вэн Дам излагает в статье "Пользовательские интерфейсы нового поколения".
Познакомиться с конкретными технологиями МГ, а именно трассировкой лучей, можно в статье "Трассировка лучей c помощью Pov-Ray". В статье "Open Inventor как средство разработки интерактивных графических приложений" дано изложение отсутствующих в OpenGL механизмов ввода и структурного описания сцен, необходимых для разработки интерактивных графических приложений. Учитывая, что предусмотренный в системе Open Inventor инструментарий сегодня выдвигается на роль стандарта де-факто, данная статья будет интересна разработчикам, создающим свои собственные графические приложения на базе открытых стандартных средств.
Продолжает тематический блок обзорная статья "Современные графические компьютеры", посвященная обзору графических систем, которые, как известно, отличаются от всех остальных архитектур наличием специальной аппаратуры и программного обеспечения, позволяющих профессионально работать с объемными геометрическими объектами.
Интерес к анимации сегодня неуклонно возрастает, однако системы анимации весьма сложны в использовании, особенно при моделировании сцен, включающих большое количество объектов. В статье "Средства анимации и лепки для геометрических сред" описывается основанная на физических принципах объектно-ориентированная система анимации РООМА, обеспечивающая простой механизм "оживления" и лепки большого количества объектов. Пример более "приземленного" приложения возможностей МГ дан в статье "Виртуальная реальность и САПР", раскрывающей особенности использования технологии виртуальной реальности для обеспечения высокореалистичного моделирования трехмерного пространства в конкретных промышленных системах макетирования и прототипирования.
Различные отечественные ведомства пытаются сегодня приобретать суперкомпьютеры на стороне но из-за действующих запретов на экспорт высоких технологий, часто вынуждены довольствоваться достаточно слабыми машинами. С другой стороны, в российских разработках далеко не всегда удается обеспечить качество. Статья "Эффективность процессоров, работающих в системе PСИ", возможно, поможет найти путь к наиболее эффективному использованию связного интерфейса, структура и логический протокол которого позволяют обеспечить эффективность совместной работы тысяч процессоров, собранных в больших компьютерных системах.
Отвечая на многочисленные пожелания наших постоянных читателей, мы больше внимания уделили вопросам работы с операционными системами. Две статьи: "SCO OpenServer сегодня" и "Процессы и их приоритеты в ОС Unix", позволят оценить некоторые тенденции развития и возможности "вечно молодой", надеемся, ОС Unix.
За какие-то два года Java вместе с сопутствующими технологиями заполонила пространство компьютерного мира, превратившись в "поп-технологию", что породило множество заблуждений относительно истинных достоинств и перспектив этого языка. В результате, в жертву оказалось принесено качество. Предлагаемая в рубрике "Internet" статья "О Java по Гамбургскому счету" написана Тедом Льюисом. Цель работы - привлечь внимание читателя к некоторым фундаментальным "слабостям" Java. Автор - профессор, из под пера которого вышло два десятка книг; бывший главный редактор журналов IEEE Software и Computer и один из ведущих в мире обозревателей компьютерных технологий - постарался сделать свою критику максимально конструктивной, вынося на суд читателей нашего журнала некоторые конкретные предложения по усовершенствованию Java.
В связи с прорывом в развитии распределенных информационных систем и соответствующим всплеском интереса к защите, традиционная проблема отношения к информационный сети, как к потенциально ненадежной среде передачи данных, сменяется другой - здесь имеется в виду потенциальная ненадежность самой передаваемой информации. В статье "Средства защиты информации " изложены принципы построения защиты распределенных информационных систем.
Статья "Интегрированная среда Euclid Quantum" продолжает начатое в рубрике "Системы автоматизации проектирования" изложение возможностей программно-аппаратных комплексов, присутствующих на современном рынке автоматизации.
В подготовке номера активное участие принимала Е.Карташева.