Искусственный интеллект становится трендом российского рынка интернет- технологий. Он уже среди нас: рисует картины, водит автомобили, анализирует огромные массивы данных и отвечает на звонки в компаниях. Данная технология набирает обороты и показывает свою эффективность в различных отраслях. Аналитики ICL Services следят за направлениями искусственного интеллекта (AI, ИИ) как на мировом уровне, так и на рынке России. Мы собрали актуальную информацию и хотим с вами поделиться.
AI. Глобальное видение
По оценкам аналитиков международной консалтинговой компании Frost & Sullivan, к 2022 году суммарный объем рынка технологий в области искусственного интеллекта (AI, ИИ) увеличится до 52,5 млрд. долл. Ежегодный темп роста (Compound Annual Growth Rate, CAGR /совокупный среднегодовой темп роста) в прогнозируемый период будет сохраняться на уровне 31%.
«Если проанализировать данные за последние несколько лет, то можно сделать вывод, что искусственный интеллект в ближайшем будущем станет неотъемлемой частью нашей личной и профессиональной жизни, — отметил Денис Степанов, директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan. — Эта технология уже принята на вооружение во всех крупных отраслях. Средние ежегодные расходы крупных компаний на приложения на основе технологии искусственного интеллекта постоянно растут, так как компании желают получить конкурентное преимущество путем улучшения своих бизнес-процессов при помощи машин».
Согласно данным аналитической компании Tractica, объем мирового рынка программного обеспечения с элементами ИИ по итогам 2018 года достиг 8,1 млрд долл. и в дальнейшем будет только расти. Ожидается, что к 2025 году продажи будут измеряться 105,8 млрд долл., то есть рынок вырастет в 13 раз!
По мнению Ника Джонса, вице-президента по исследованиям в Gartner, рост Интернета вещей приведет к росту спроса на AI. Согласно расчетам аналитической компании IDC, объем глобального рынка когнитивных систем и решений в области искусственного интеллекта по итогам 2018 года составит 24 млрд долл., а в 2022-м показатель будет измеряться 77,6 млрд долл. Среднегодовые темпы роста этого рынка исследователи оценивают в 37,3%.
AI в России
В целом перспективы развития рынка искусственного интеллекта в России оценивают положительно. Но, так или иначе, все эксперты сходятся во мнении, что самые серьезные изменения под влиянием решений на основе ИИ произойдут лишь в ближайшие пару-тройку лет.
Оценить примерную долю ИИ в бизнесе России возможно с помощью карты искусственного интеллекта аналитической компании ООО «АйПи Лаборатория» на airussia.online. На ней отмечены компании, которые применяют ИИ в своей деятельности. Доступно разделение по сферам, где применяется ИИ, указаны компании, которые его используют, их география, выручка и т. п. Из карты следует, что больше всего компаний в России занимается бизнес-аналитикой и подобными применениями в сфере B2B (54 компании). В число наиболее часто используемых сфер искусственного интеллекта также входят компьютерное зрение (применяется в том числе в беспилотных автомобилях) — 48 компаний, а также системы здравоохранения на базе ИИ и NLP (системы обработки естественного языка, от распознавания голоса до чат-ботов) — по 40 компаний в обеих сферах. Активное распространение получает внедрение ИИ в сфере технической поддержки. В частности, например, решение по автоматическому распределению сервисных запросов между линиями поддержки Service Desk на базе искусственного интеллекта внедрено в ICL Services, что оптимизировало обработку 30% запросов.
Уровень цифровизации отдельных отраслей экономики с помощью AI
В промышленности, согласно исследованию компании «Цифра» и рабочей группы по искусственному интеллекту подкомитета по цифровой экономике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), методы ИИ, а именно машинного обучения, применяются в дискретном производстве (машиностроение, авиастроение, приборостроение и т. п.) – 44%, в процессном производстве (металлургия, химия, нефтехимия, нефтепереработка и нефтедобыча) — 22%, в электроэнергетике – 11%. Оставшиеся 23% рассмотренных проектов находятся на ранней стадии разработки, как правило, это научные работы университетов, исследующих применение методов ИИ в новых сферах для промышленного сектора. Методы ИИ используются в первую очередь для увеличения срока службы промышленного оборудования и повышения эффективности его технического обслуживания.
В российском здравоохранении только начинают появляться отдельные примеры внедрения технологии искусственного интеллекта, но это направление имеет большой потенциал. Государственная программа «Развитие здравоохранения» закладывает основу для развития телемедицины и высокотехнологичных решений в области цифровых технологий. Ожидается, что благодаря искусственному интеллекту «умные» телемедицинские сервисы сделают качественную медицину более доступной для широкого круга людей и будут помогать им предотвращать развитие хронических заболеваний благодаря своевременным консультациям с доктором.
В сельском хозяйстве потенциал видится в использовании ИИ для контроля за состоянием растений, уровнем влажности, наличием в почве необходимых питательных веществ и в принципе для надлежащего ухода за посадками. Например, роботы научились идентифицировать сорняки и аккуратно избавляться от них (выдергивая или обрабатывая химикатами).
В логистике, согласно отчету DHL и IBM, искусственный интеллект позволит изменить операционную модель отрасли с реактивной на прогнозируемую, работающую на опережение, что обеспечит более высокие результаты при оптимальных затратах на бэк-офис, операционные взаимодействия и фронт-офис. Например, технологии искусственного интеллекта позволят использовать усовершенствованную систему распознавания для отслеживания отправлений и состояния активов, могут привести к полной автономности процесса доставки на всех его этапах и предсказывать колебания в объемах глобальных отгрузок до того, как они произойдут.
В строительстве применение AI возможно в создании проектной документации и планировании строительных работ. Автономные устройства, управляемые AI, могут проводить инспекцию потенциальной строительной площадки, оценивать как ее, так и окружение, причем делать это без вмешательства человека, перерывов на обед и перекуров. AI могут проводить анализ готовой проектной документации ранних стадий и выдавать экспертное заключение относительно возможности строительства. Вторая область применения — управление реализуемым проектом.
Потенциальным рынком активного использования AI видится ретейл. Например, по прогнозам PwC, к 2020 году 74% российских компаний и 63% зарубежных будут инвестировать в искусственный интеллект. Уже сейчас М.Видео анонсирует, что использует машинное обучение для формирования товарных рекомендаций и повышения конверсии покупок на сайте. «ВкусВилл» разработал бота с элементами AI в Telegram, чтобы сократить нагрузку на техническую поддержку. Бот помогает найти клиентам ближайший магазин, совершить простые операции с картой, подбирает индивидуальную скидку. «Лента» работает над усилением клиентоориентированности с помощью аналитики Revionics и машинного обучения. А в сети «Рив Гош» искусственный интеллект с точностью до 47% оценивает шансы прихода в магазин держателей карт лояльности и в 33% случаев угадывает, какие два товара из десятков тысяч они приобретут в ближайшие две недели.
В финансовой отрасли особенно высок интерес к технологиям искусственного интеллекта (AI). О спросе и развитии этих технологий в компании заявляли многие российские банки. В «Сбербанке» считают, что через пять лет 80% всех решений будут приниматься с помощью искусственного интеллекта. Сегодня этот банк развивает проект iPAVLOV, используя машинное обучение для оценки кредитных рисков и принятия кредитных решений. В свою очередь в «Альфа-банке» прогнозируют, что отрасль активно будет переходить на безлюдные технологии, и через три года клиенты в 50% случаев будут общаться с ботами. Технологии Artificial Intelligence и BIG Data применяются в процессе принятия кредитных решений «Банка Хоум Кредит», а еще в октябре 2017 года «Бинбанк» заявлял о планах запустить технологию искусственного интеллекта в работе с просроченной задолженностью в розничном бизнесе.
«Таким образом, мы видим положительный прогноз развития сегмента ИИ-технологии в мире. При этом необходимо понимать, что рост AI неотъемлемо связан с программным обеспечением и Интернетом вещей, что подчеркивают эксперты различных исследовательских компаний в своих отчетах. В России мы уже видим целый ряд примеров кейсов внедрения AI, при этом основной потенциал роста прогнозируется на 2020-2021 годы», — делает заключение директор по маркетингу ICL Services Лилия Алеева.