В компании «СДИ Софт» называют свое программное решение — платформу технического учета ИКТ-инфраструктуры «СДИ Базис» — «цифровым паспортом» инфраструктуры и отмечают взрывной рост интереса к таким системам на российских предприятиях. Почему это происходит, в чем значение технического учета для цифровизации бизнеса и кто является основными бенефициарами внедрения платформы техучета, рассказывают генеральный директор «СДИ Софт» Евгений Кривоносов и технический директор компании Сергей Довгань.

— С чем связан рост востребованности систем технического учета?

Сергей Довгань: За 25 лет работы в ИТ я смог убедиться в том, что потребность в техническом учете была всегда. Но, во-первых, на рынке не было эффективных инструментов. С другой стороны, технический учет предъявляет более высокие требования к дисциплине учета, нужна более зрелая культура производства, к которой не все были готовы.

Сейчас во многих организациях происходит централизация ИТ. Как следствие, в зону ответственности ИТ-департамента попадает более сложный и масштабный комплекс решений (виртуализация, облака, различные новые технологии). Для того чтобы им эффективно управлять, необходимо четко понимать, из чего состоит объект управления, что собой представляет ИТ- и смежная (сетевая, инженерная) инфраструктура.

Кроме того, в условиях цифровой трансформации возникает новое требование к ИТ — быть эластичными, готовыми к быстрым изменениям. Если у производственных или бизнес-подразделений возникают новые потребности, ИТ должны максимально быстро реализовать и предоставить новые услуги, причем сделать это рационально, без избыточных вложений. ИТ-производство должно быть бережливым.

Эти факторы: усложнение инфраструктуры и потребность в адаптивности — порождают необходимость в дополнительном инструменте для принятия управленческих решений, системе технического учета.

Кроме того, пристальное внимание к наведению порядка в ИТ стало проявлять государство. В декабре 2020 года правительство РФ выпустило распоряжение по инвентаризации ИТ-ресурсов госорганов. Новые регуляторные требования тоже станут стимулом к внедрению систем автоматизации технического учета.

Катализатором интереса к таким системам послужила и пандемия. Когда весь персонал перешел на работу из дома, пропала возможность в любой момент отправить в ЦОД специалиста, чтобы проверить, что и как соединено и как работает. В этих условиях остро проявилась нехватка информации для диагностики неисправностей или планирования подключений.

Евгений Кривоносов: Развивается экономика приложений. Например, успех деятельности крупного банка теперь во многом зависит от работы приложения, которым пользуются его клиенты. Как следствие, растет значение инфраструктуры, которая обеспечивает надежное функционирование этого приложения, и повышается стоимость ошибок в управлении ею. Это стимулирует крупные предприятия к более аккуратному и зрелому ведению технического учета.

— Что важнее для эффективного технического учета: организационные меры или средства автоматизации?

СД: По моем опыту, на первом месте — организационные меры. Если в вашей компании сложная, географически распределенная инфраструктура, то вы делегируете подразделениям ответственность за отдельные ее части, но затем должны наладить совместную работу этих подразделений. Это организационная, управленческая задача, решение которой должно подкрепляться методически и поддерживаться соответствующим инструментарием. Наша система — тот «молоток», с помощью которого подразделения забивают свои гвозди, при этом они понимают, какой гвоздь у соседа, потому что все работают в единой системе учета. Это система поддержки каждодневных управленческих решений как для отдельных подразделений (сетевиков, серверной, инженеров), так и для руководителей, которые видят инфраструктуру целиком и понимают, что работа прикладной системы зависит от всех этих направлений.

— Какие преимущества дает платформа технического учета «СДИ Базис»?

ЕК: На фоне всеобщей цифровизации информация об объектах инфраструктуры у многих предприятий остается в разрозненных офлайн-источниках, и это усложняет любые операции с инфраструктурой. Оцифровка информации с помощью удобного инструмента — это задача, которая сейчас как никогда актуальна.

Одна из ключевых ценностей нашей системы — возможность перенести все данные об инфраструктуре из офлайн-источников на онлайн-платформу и проверить их на совместимость, чтобы отсечь ошибочную информацию для дальнейшей продуктивной работы.

Единая модель данных
Единая модель данных

 

— Можете привести примеры, с которыми вы сталкиваетесь в рамках своих проектов?

СД: Любая организация обладает большим количеством технических средств и в той или иной мере ведет техучет — в таблицах Excel, в документах pdf или Visio, в самописных либо специализированных системах (например, существует целый ряд решений для управления кабельной инфраструктурой).

Однако, если учет ведется на отдельных участках (в серверной свой, у сетевиков свой, у энергетиков свой), возникает проблема совместимости этой информации. Смогут ли эти подразделения успешно взаимодействовать, например, в проектах развития? Вы закупаете новые серверы для ЦОДа, но оказывается, что для них не хватает электричества. Чтобы такие коллизии не возникали, необходимо понимать, какими ресурсами обладает твой смежник.

«СДИ Базис» — единая платформа для оцифровки технической информации, которая ведется в разрозненных системах с использованием разных форматов. Мы обеспечиваем унификацию данных технического учета. Специалисты, отвечающие за серверы, и сетевики знают, какие серверы к какому сетевому оборудованию подключены. Однако часто оказывается, что информация у них расходится. «СДИ Базис» дает возможность внести в систему информацию из существующих в компании решений и согласовать данные между ответственными за серверы, сетевиками, энергетиками, специалистами, которые отвечают за ЦОДы, и т. д.

Если сравнивать с ITSM-системами, то в контур управления нашей платформы могут быть включены инженерные системы, кабельный учет, каналы связи, пожарная безопасность, видеонаблюдение — все то, что обычно в CMDB не учитывается. Кроме того, мы обеспечиваем детализацию, которая, как правило, недоступна в CMDB. Характерный пример — платы оборудования, SFP-модули и др. По сравнению с шасси эти платы довольно дороги, но CMDB или не учитывают их вообще, или ведут учет с точностью до шасси, сами платы не видят. Наша система распространяет учет на эти объекты с минимальными затратами времени и ресурсов.

Благодаря хранению информации о совместимости оборудования повышается качество данных в системе учета. Канал не будет создаваться, если для этого нет технической возможности, и оборудование не будет размещаться в стойке, в которой нет для него места. Это типовые ошибки технического учета на базе таблиц Excel, а наша система обеспечивает надежную защиту от них.

Удобные визуальные интерфейсы «СДИ Базис» позволяют быстро и легко вносить информацию, получать данные, эффективнее с ними работать. Вы сможете прямо на картинке с изображением стойки показать, куда поставить оборудование. Такая специализация достигается благодаря большому набору цифровых моделей оборудования и помогает снимать сопротивление персонала внедрению системы. Более того, система обладает определенным интеллектом: она подскажет оператору, в каких стойках есть место, какие слоты и какие платы в наличии, как правильно выполнить ту или иную операцию технического учета.

— Продвигая свое решение, к кому вы апеллируете: к руководителю ИТ-департамента или к специалистам более низкого уровня?

СД: Основными бенефициарами внедрения нашей системы выступают руководители ИТ и те, кто их курирует, например зампреды в банке. Отсутствие исчерпывающей информации об инфраструктуре не дает возможности построить надежный фундамент для управления ИТ. Эта ситуация приводит к необходимости постоянных аудитов, проблемам в планировании ИТ-бюджета и т. д. Кроме того, внедрение нашей системы существенно снижает риск зависимости от персонала. В России исторически так сложилось, что информация об инфраструктуре в основном сосредоточена в головах специалистов. Это означает, что скорость и качество реализации задач, которые ставит ИТ-директор, находятся в прямой зависимости от способности людей на местах реагировать быстро и со знанием дела.

Руководителям технических подразделений: начальникам сетевого отдела, серверного, связистам — наша система нужна для повседневной производственной деятельности. Например, сетевики должны регулярно проводить работы по коммутациям и выдавать специалистам конкретные задания, а для этого нужна детальная информация об объекте обслуживания. Руководитель серверного подразделения должен знать, насколько загружены его ресурсы, прежде чем дать распоряжение развернуть в среде виртуализации то или иное число серверов определенной мощности.

ЕК: Важен не только статус руководителя, но и то, на каком этапе своего жизненного цикла в организации он находится. Мы часто видим, что новый руководитель или куратор ИТ начинает с аудита, чтобы проанализировать, как организована работа, где и какие ресурсы расположены. Наша система помогает ему поднять уровень производственной культуры в организации.

Кроме того, такой анализ всегда интересует руководство в ситуации слияния и поглощения компаний.

— Есть ли примеры проектов в России, которые демонстрируют прорывы в управлении ИТ благодаря внедрению системы технического учета?

СД: Яркий пример — крупная федеральная компания, занимающаяся передачей теле- и радиосигналов. Когда несколько лет назад было принято решение о переходе России на цифровое телевидение, компания начала проект по развертыванию сети цифрового TV в масштабе всей страны. В рамках этого проекта создана комплексная система управления, которая включает в себя три компонента: нашу учетную систему, Service Desk и систему мониторинга.

«СДИ Базис» является мастер-системой, через которую проходят многие бизнес-процессы компании. Например, когда на площадке устанавливается новое оборудование, в нашей системе заводится учетная карточка и выставляется атрибут, который является сигналом для программного робота о постановке оборудования на мониторинг. Этот процесс полностью автоматизирован. В результате в компании формируется зрелая культура производства, когда в разных регионах страны информация об объектах трактуется по единым стандартам.

— Вы называете свою систему «цифровым паспортом» инфраструктуры. Бывают ситуации, когда что-либо в ИКТ-инфраструктуре компании не поддается паспортизации?

ЕК: Задача тотальной цифровизации с помощью нашей системы не стоит. «СДИ Базис» обеспечивает определенную глубину представления инфраструктуры для решения управленческих задач, но не заменяет нативные системы управления. Если у заказчика есть система управления сетью от компании Huawei, мы не будем ее вытеснять или дублировать. Наша ключевая задача — создать единое информационное поле, для того чтобы инфраструктура была гибкой и надежной.

— Для этого «СДИ Базис» интегрируется со специализированными системами?

СД: Да. Мы будем автоматически извлекать достоверную информацию из смежных систем везде, где возможно. Но задача взаимодействия с такими системами и реакция «СДИ Базис» на изменения в них требует проработки совместно с заказчиком.

— Ваши проекты — внедрение «из коробки» или сложные интеграционные решения?

СД: После приобретения «СДИ Базис» заказчик с нашей помощью или с привлечением партнера формирует в системе новые объекты учета и атрибуты, отражающие специфику его задач.

Следующий этап — ввод данных. Это непростая операция: наша система очень придирчива к качеству первичных данных, их необходимо тщательно выверять. Нас часто спрашивают, можно ли собирать данные автоматически, без участия человека. Ответ — нет. Во многих случаях в базах данных заказчика отсутствует информация о «физике» инфраструктуры: где оборудование стоит, как оно размещено, как соединено. А это именно те данные, которые мы призываем хранить в нашей системе, для того чтобы получить исчерпывающую картину. Невозможно автоматически собрать данные о том, к какому автомату на электрощите подключен сервер, их нужно вручную ввести из проектной документации. «СДИ Базис» предоставляет для этого много удобных функций, и заказчик может воспользоваться ими сам или привлечь партнера.

И третий этап проекта — интеграция. В России число интеграций в одном проекте доходит до 10, в более зрелых проектах за рубежом — до 20–30. Эту задачу может решать партнер, а может и заказчик собственными силами, если у него есть программисты нужной квалификации, — наша система полностью открыта.