— Насколько ощутим дефицит тестировщиков на российском рынке труда?

Дефицит ощутим, особенно в направлениях автоматизированного и нагрузочного тестирования. Свою роль здесь сыграла и пандемия коронавируса: большое количество компаний начали цифровые трансформации. Некоторые буквально ринулись в разработку собственных продуктов, сервисов и услуг, многие игроки в этот период увидели большой value и стали рассматривать ИТ как одно из стратегических направлений. Дефицит не только тестировщиков, но и других ИТ-специалистов стал выше.

Ну а последние события еще сильнее повлияли на ситуацию: часть специалистов, как вы знаете, уехали из страны. Западные компании предлагали релокацию за свой счет и оплату в валюте — это было заманчиво, особенно на фоне курса первых недель. Помимо этого, в крупных компаниях начались масштабные изменения: экстренная защита ИТ-периметров, возросшие риски в области информационной безопасности, планы по импортозамещению. В связи с этим, конечно, возникает нехватка квалифицированных сотрудников, в том числе тестировщиков.

— iFellow тоже ощущает этот дефицит?

Так как мы активно растем, задача набора персонала стоит и перед нами. Мы подходим к ней с разных сторон: нетворкинг, активности внутри компании — когда наши сотрудники рекомендуют потенциальных кандидатов. Часть специалистов самостоятельно приходят к нам, поскольку у нас есть подразделения для профессионального развития, а эти люди в нем заинтересованы. Ну и открытый рынок, конечно, — ресурсы типа HeadHunter, SuperJob, LinkedIn мы тоже используем.

Также у нас есть собственная Школа тестирования, которая позволяет нам подготавливать квалифицированных специалистов и для себя, и для проектов наших партнеров — мы оказываем услуги по поиску сотрудников и их подготовке. Этот инструмент, на мой взгляд, недооценен компаниями. Хотя он и требует определенных вложений — прежде всего времени на разработку методологии под специфику заказчиков.

— Можно подробнее про школу? Как давно она существует и как ее создавали?

В самом конце 2019 года мы получили образовательную лицензию. У топ-менеджеров в предыдущих проектах был опыт создания образовательных программ, хорошо себя зарекомендовавших. Мы предполагали, что рынок столкнется с нехваткой специалистов, и начали готовиться. Но это непростой процесс: мы формировали и прорабатывали направления курсов. Например, рынок нагрузочных тестировщиков, по сути, отсутствует: если такой специалист выставит резюме, через пару дней у него будет несколько офферов на руках.

У крупных компаний большие потребности в тестировщиках: им в месяц может понадобиться 50–70, а в некоторых случаях и 100 человек. И здесь мы можем предложить свои услуги, обучить или переквалифицировать специалистов под процессы и инструменты клиента.

Мы плотно прорабатывали образовательную концепцию с нашими партнерами, вникая в процессы на стороне заказчика, подбирая инструменты, которые будут необходимы сотрудникам в дальнейшем при работе. Подготовили на основании всего этого свою методологическую базу, ну и затем запустили несколько потоков с разным профилем.

— Есть ли стандарты обучения профессии тестировщика?

Их не существует. На рынке есть ряд школ, которые предлагают свои услуги по обучению тестированию. Если взять, например, функциональное тестирование, то колеблется и ценник, и длительность, и, конечно же, программа — ее наполнение.

— Насколько объемен сейчас рынок подобных школ или курсов по подготовке ИТ-специалистов?

Рынок обучения стал довольно большим, аналогичную подготовку предлагают разные компании, есть и весьма солидные образовательные площадки. В 2021 году его объем в России составил 226 млрд рублей. Лидерство, предсказуемо, за ИТ-направлением.

При этом дефицит кадров никуда не исчез, так как важно, какой процент выпускников быстро трудоустраивается. В случае со Школой iFellow, у нас небольшие потоки, но отличные показатели по, условно, их качеству. За первый и второй квартал этого года к нам поступили 124 человека, из них 93 уже трудоустроены — вышли на проекты. Остальные заканчивают прохождение практики.

— На рынке есть школы массового сегмента, партнерство с которыми, в теории, может привлечь на сторону заказчика большой поток тех же тестировщиков. Как с ними конкурировать?

Мы, как я уже говорил, отталкиваемся именно от потребностей клиента. Например, у нашего партнера — одного из крупнейших банков — была потребность в функциональных тестировщиках, которые, в дополнение к основным знаниям, понимали бы банковские процессы: как происходит выдача кредитов или депозитов. Они должны были понимать бухгалтерский банковский учет, он отличается от классического. Понимать, как происходит та или иная транзакция, что идет по дебету, что — по кредиту, как что смотреть. То есть всевозможные нюансы, и это уже, я бы сказал, авторские методики, задача которых — в минимальные сроки дать качественную информацию, которой можно будет в дальнейшем пользоваться в работе. Массовый сегмент не может этим похвастаться.

По тестированию у нас три направления обучения: функциональное, автоматизированное и нагрузочное. За короткий срок мы можем превратить ученика в специалиста, способного выйти работать на реальный проект. В базовые программы входит классическая теория (например, жизненный цикл программного обеспечения), теория тестирования, работы по написанию методики, чек-листов, тестовых сценариев, применению техник тест-дизайнов, заведение дефектов и т. д. Но все же акцент смещен в сторону практики, что тоже отличает нас от конкурентов: как проверить, работает ли интеграция? Как должен выглядеть запрос, как должен выглядеть ответ? Учим читать логи. В школах массового сегмента глубокое погружение в инструменты — это дополнительные платные модули для студента, до которых многие не доходят.

— Не боитесь, что после обучения кадры будут уходить в компании-конкуренты? Где тогда выгода для iFellow?

С точки зрения value это закрытие потребностей наших заказчиков. Это способ менять ситуацию с дефицитом специалистов на рынке труда. Есть и социальный компонент: мы даем людям возможность получить новую профессию и начать карьеру в ИТ. Если говорить про конкурентов — ну рынок же открыт, у нас не крепостное право, а здоровая конкуренция. Наша задача внутри — не только обучить сотрудника, но и дать возможность для развития и обеспечить финансовую поддержку, актуальную рынку, и интересные проекты, чтобы сотрудники не смотрели на сторону. Но даже если кто-то и уходит после обучения, я отношусь к этому спокойно, ведь все индивидуально: кому-то важно, чтобы в компании была комната с PlayStation и теннисным столом, а кому-то — дистанционная работа и т. д. Однако статистика показывает, что большинство студентов остаются с нами или переходят на работу к клиенту, под которого делался проект.