Данные — самый ценный стратегический актив для современной экономики. Тем не менее до сих пор многие компании продолжают работать с разрозненными, дублированными и противоречивыми данными, пытаясь извлечь из них полезную информацию. Неконтролируемое увеличение числа источников данных, их разнообразия и объемов, а также дефицит специалистов соответствующей квалификации сводят на нет попытки реализовать потенциал накопленных данных.

«В эпоху цифровой трансформации данные играют ключевую роль в принятии решений, разработке инновационных продуктов и создании конкурентного преимущества. Однако ценность данных существенно зависит от эффективности применяемых методов управления ими», — заявил Павел Лихницкий, генеральный директор DIS Group, открывая саммит.

В современных условиях формула эффективности бизнеса такова: данные плюс ИИ. Без данных ИИ невозможен, но, чтобы он принес пользу бизнесу, важны именно качественные данные.

Какие данные делают ИИ по-настоящему эффективным и как подготовить такие данные? Какую ценность от данных ожидает бизнес? Каковы перспективы промышленного применения искусственного интеллекта? Саммит был посвящен поискам ответов на эти вопросы.

В преддверии саммита в DIS Group провели исследование «Оценка зрелости управления данными», опросив более 200 ведущих российских компаний. За пять лет доля организаций, реализующих инициативы по управлению данными, выросла в пять раз. В 2018 году более 60% компаний вообще не использовали инструменты управления данными, отдавая предпочтение обработке вручную или собственным разработкам. К 2028 году доля компаний, реализующих те или иные инициативы по управлению данными, составит 98%, причем значительный скачок ожидается в сфере управления мастер-данными (рост на 23%) и обеспечения качества данных (22%). «В ближайшие пять лет прогнозируются значительный рост и совершенствование инструментов управления данными, использующих элементы ИИ и машинного обучения. Их внедрение ведет к снижению затрат на управление данными до 30% и к повышению качества данных до 90%», — отметил Лихницкий.

«По итогам 2023 года объем рынка СУБД и инструментов обработки данных достиг 67 млрд руб. Его большую часть занимают отечественные игроки, доля зарубежных вендоров составила менее 20%, а уже к 2027 году снизится до 1%. Среднегодовой темп роста рынка до 2030 года достигнет 20%, и к 2030 году его объем превысит 234 млрд руб., увеличившись почти в 3,5 раза», — сообщила заместитель генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР) Екатерина Кваша.

Елена Березина, руководитель службы управленческого учета и анализа «Банка ВТБ», отметила, что для достижения успеха важно видеть всю цепочку обработки данных — добиться прозрачности процессов. Но надо быть готовым к тому, что эффект от управления данными и ИИ будет достигнут лишь на длинных дистанциях. По мнению Алексея Клепикова из «МТС Банка», процессы работы с данными гораздо важнее, чем используемые инструменты. Андрей Джанбаев, директор по архитектуре и ИТ-стратегии НЛМК, не готов применять ИИ в производственных процессах: «Технологический сегмент у нас закрыт, и обучение возможно только на собственных данных. Но достойных данных нет. Нет и ясности, где конкретно выстрелит ИИ, где будет результат». С ним согласен Константин Смирнов, управляющий директор «КОРУС Консалтинг»: «ИИ — часть цифровизации, которая должна приводить либо к новым деньгам, либо к экономии денег, либо к увеличению прибыли. Однако чаще всего оказывается, что цифровизация — это потраченные деньги». Среди препятствий на пути ИИ Смирнов отметил следующие: проблемы с качеством данных, завышенные ожидания бизнеса и отсутствие доверия в цепочке «владелец — аналитик — заказчик аналитики» (обычно это три разных персоны или даже подразделения, между которыми нет доверия). Плюс ко всему — информационная безопасность: «Может ли специалист по данным работать с показателями реальных продаж компании — это большой вопрос».

Директор департамента управления данными «Сбера» Борис Рабинович призвал компании перед «прыжком в ИИ» ответить на вопросы: зачем нужен ИИ, имеется ли соответствующая платформа, обеспечивается ли качество данных и организовано ли их непрерывное улучшение?

Лариса Малькова, управляющий директор Axenix, уверена в том, что инновационность генеративного ИИ не отменяет традиционных проблем, связанных с внедрением любой новой технологии. Сегодня 69% руководителей ожидают, что генеративный ИИ существенно улучшит показатели компании, однако, по мнению 70% рядовых сотрудников, их компании не готовы к внедрению ИИ. Согласно опросам, половина топ-менеджеров заявляют об инициативах по внедрению ИИ, но 84% сотрудников, использующих ИИ, уже могли допустить утечку чувствительных данных в публичные инструменты. Более того, 43% топ-менеджеров уже сейчас применяют ИИ для принятия стратегических решений, а 41% рядовых сотрудников видят в ИИ конкурента, способного исключить их из процесса принятия решений.

«Чтобы стать организацией AI-driven, компания должна трансформироваться. Требуется масштабное внедрение ИИ, а не оптимизация отдельных бизнес-процессов. Это означает, что преобразование должно быть глубоким, и поэтому легкого пути не будет», — уверена Малькова. Будущее, по ее мнению, пока даже не за сильным, а за «средним» ИИ, работающим с четко формализированной средой.

В целом к ИИ имеется масса технологических, экономических, социальных и философских вопросов. Как ИИ реально впишется в рыночные отношения? Как будет выглядеть конкуренция, если ИИ может оптимизировать целые отрасли? Как будут решаться проблемы доверия, разграничения зон ответственности, обеспечения конфиденциальности данных?

Пока ИИ на пике хайпа, но скоро грядет возвращение к реальности.

«Нужен результативный прыжок в сфере инструментов управления данными», — отметил Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group, открывая вторую часть саммита, посвященную технологиям компании и ее ответам на требования рынка. Большим спросом, по мнению Гиацинтова, сегодня пользуются ряд решений DIS Group: по управлению НСИ — здесь у компании имеется продукт «Юниверс MDM»; по руководству данными (Data Governance) — в портфеле компании есть система «Юниверс DG»; по управлению знаниями — в экосистему продуктов входит соответствующий портал «Плюс7 МаяК». Кроме того, создан «Плюс7 ФормИТ» — промышленное ETL-решение, позволяющее собирать данные, осуществлять проверку их качества в различных источниках, включая файлы, веб-формы, электронную почту и пр.

Согласно исследованию ЦСР «Рынок систем управления и обработки данных», лидерство на российском рынке управления данными принадлежит DIS Group, которая вместе с «Юниверс Дата» занимает 23% рынка в секторе управления данными. Следом идут «Аренадата» и HFLabs с 5% и 4% соответственно. Правда, рынок сильно сегментирован за счет небольших производителей: 62% на нем занимают компании с долей менее 2%. Но не за горами консолидация, признаки которой стали заметны уже на саммите. В рамках мероприятия было заключено соглашение о расширении сотрудничества между DIS Group и «Ростелекомом». Первая дополнит линейку своих продуктов решениями от «Тдата» — дочерней компании второй для комплексного покрытия задач своих заказчиков и партнеров. Продукты «Тдата» предназначены для решения бизнес-задач, связанных с большим объемом данных, — от построения корпоративных хранилищ и озер до сложной аналитики на основе технологий искусственного интеллекта. Совместные решения обеспечивают сбор, обработку и анализ данных для компаний любых отраслей. Сергей Носов, вице-президент «Ростелекома», директор по искусственному интеллекту и управлению данными, считает, что «архитектура платформ управления данными должна быть похожа на конструктор, который легко и просто перестраивается под нужды бизнеса и для которого всегда можно найти недостающие элементы на рынке».

В планах DIS Group — получение сертификатов ФСТЭК для всех продуктов компании, встраивание в них ИИ, интеграция с ведущими поставщиками ИИ-решений и выпуск на рынок нового сервиса обнаружения данных Data Domain Discovery, позволяющего классифицировать данные, проводить их анализ и выявлять бизнес-смысл. Кроме того, в 2024 году планируется добиться роста выручки на 40% против 35% в 2023-м. Для этого у компании есть все основания: сформированная сеть партнеров («Сбер», VK, «Яндекс», Postgres Pro, PIX Robotics и др.), наличие полностью отечественной линейки развитых инструментов управления данными, полнофункциональная платформа.

«В период с 2018 по 2023 год в компаниях существенно улучшились практики управления данными, созданы офисы CDO как отдельные функциональные направления, поддерживающие развитие бизнеса. Это вызвало значительный прогресс в развитии инструментов управления данными и ускорило переход от начального этапа, когда чаще всего использовались собственные разработки и базовый инструментарий, к более зрелому и комплексному подходу. В частности, особое внимание компании уделяли развитию инструментов управления мастер-данными, моделированию, улучшению качества данных. Это подчеркивает растущее осознание ценности данных для бизнеса и способствует увеличению спроса на аналитику данных», — резюмировал Лихницкий.