В рамках ежегодного форума «Управление данными — 2024», организованного издательством «Открытые системы» и полностью посвященного стратегическим аспектам организации работы с данными, важное место было уделено вопросам взаимодействия офисов данных с бизнесом и трансформации культуры организации. Как выяснилось, проблем в этой области меньше не становится.

«Важно понять ожидания от вас и от офиса данных. Роль CDO многие видят очень по-разному: кто-то хочет прироста продаж, кто-то – повышения эффективности, а кто-то может потребовать выстроить инфраструктуру, построить ЦОД или даже составить методологию финансовой отчетности», — подчеркнул Руслан Погорелов, владелец продукта команды Operations Data Management «Райффайзен Банка», давая практические рекомендации по построению культуры data-driven. Именно непонятные ожидания и неустановленные критерии успеха усложняют работу CDO.

Руслан Погорелов
Руслан Погорелов: «Ответственный за данные должен быть в том числе и хорошим 'продажником', это его обязательная компетенция»

Ответственный за данные должен быть в том числе и хорошим «продажником», это его обязательная компетенция. Погорелов рекомендует понять, чем живет бизнес, следить за его потребностями, оценить, насколько радикальны настроения, назревают ли перемены и реально ли что-то изменить. Важно не забывать про быстрые победы, рассказывать о своих успехах, развивать имидж дата-офиса как организации, производящей качественный продукт. При хорошем раскладе офис данных может трансформировать всю организацию и изменить культуру сотрудников на всех уровнях. Но, конечно, надо понимать, что многие инвестиции – довольно долгосрочные.

«Проектов по управлению данными, вышедших за пределы ИТ, и где бизнес ими пользуется без слез, довольно мало», — признал Михаил Комаров, директор по развитию бизнеса в области работы с данными TData («Ростелеком»). Именно это стало причиной создания в «Ростелекоме» собственного продукта по управлению данными, охватывающими потребности как бизнеса, так и ИТ. Частые вопросы, на которые приходится отвечать, реализуя такие проекты: «Зачем это мне?» и «Кто за это заплатит?». В компаниях слишком развит феодализм, различные департаменты не готовы делиться данными, да еще и зачастую имеют разную зрелость.

Михаил Комаров
Михаил Комаров: «Проектов по управлению данными, вышедших за пределы ИТ, и где бизнес ими пользуется без слез, довольно мало»

Data Governance – это подход и для ИТ, и для бизнеса. Это платформа, на которой они встречаются, глядя на данные со своих точек зрения, и задача найти компромисс. При этом важно рассматривать Data Governance как инструмент не только описания процессов, но и их проектирования.

Как отметил Алексей Пятов, заместитель директора департамента бизнес-решений компании VK Cloud, распространенная ошибка последних лет заключается в том, что без построения фундамента компании пытаются пожинать плоды использования аналитики и внедрять ИИ. Без построения нижележащего слоя эти попытки всегда заканчиваются плохо: ИИ на «кривых» данных принимает такие же «кривые» решения, дискредитируя себя в глазах бизнеса.

Data-культура в приоритете

Вовлечь бизнес в свой проект удается немногим офисам данных, а это очень важно. Олег Ивлев, до недавнего времени возглавлявший офис данных НЛМК, поделился опытом построения ролевой модели управления данными в бизнесе. Концепция управления данными в НЛМК основана на федеративном подходе Data Mesh. Именно она больше всего подходила к «теплой ламповой» и нетоксичной атмосфере, сложившейся на предприятии.

«Мы зашли с козырей и сразу поставили цель изменения культуры данных. Мы хотели, чтобы люди стали к ним относиться по-другому», — отметил Ивлев. Самая ценная роль, появившаяся в ходе проекта, — лидер домена данных или руководитель по управлению данными в бизнес-подразделениях. Именно эти люди непосредственно отвечают за предоставление данных руководству. Они оказались наиболее отзывчивыми к идеям и предлагаемым процессам и были готовы работать даже сверхурочно, лишь бы изменить ситуацию.

Олег Ивлев
Олег Ивлев: «Мы зашли с козырей и сразу поставили цель изменения культуры данных. Мы хотели, чтобы люди стали к ним относиться по-другому»

Артем Зуев, руководитель отдела данных «Лада Цифра» (часть группы АвтоВАЗ), в рамках data-стратегии выделил пять направлений развития. И помимо платформы данных, BI, процессов Data Governance, ML и продвинутой аналитики, важным элементом приложения усилий в ней стала data-культура. Это большой вызов: какие бы ни внедрялись платформы, ими пользуются люди, именно они принимают решения. Важна просветительская роль, проведение семинаров и демо. Без работы с людьми любой самый хороший инструмент не взлетит, нужно инвестировать в это время и силы. «Благодаря вовлеченности пользователей на стыке различных отделов могут возникать самые интересные идеи», — резюмировал Зуев.

Данные становятся активом. Но не сразу

«Роли в управлении данными набирают вес в корпоративной иерархии. Если раньше CDO был скорее техническим владельцем данных, отвечая за их качество, то сейчас от него все чаще требуют достижения экономических показателей», — констатировал Александр Кулик, руководитель практики цифровой и дата-трансформации DIS Group. Как следствие, CDO все чаще обращаются за помощью к консультантам в обосновании экономического эффекта от внедрения того или иного инструмента. Доказать бизнесу ценность управления данными и заставить компанию принимать решения на их основе – первый шаг на пути превращения данных в актив, и это сейчас одна из ключевых задач CDO.

Александр Кулик
Александр Кулик: «Роли в управлении данными набирают вес в корпоративной иерархии. Если раньше CDO был скорее техническим владельцем данных, отвечая за их качество, то сейчас от него все чаще требуют достижения экономических показателей»

Уже 15 лет на рынке продвигается идея о том, что данные являются ценным активом компании. Однако, как подметил Игорь Краснобаев, руководитель управления данными в «ДОМ.РФ», про свои важные активы организации знают практически все и могут быстро добывать эту информацию, что достигается за счет хорошо выстроенной системы учета – АБС-систем банков, ERP-систем промышленных предприятий и т.д. Эта детальная информация об активах используется для повышения их ценности в настоящем и будущем.

«Так ли это в случае с данными? Так ли мы ценим этот актив, если у многих нет учетной системы для него?», — задается вопросом Краснобаев. Что именно следует учитывать – для многих тоже неочевидно. По мнению Краснобаева, существует как минимум шесть категорий метаданных, которые необходимы при реализации аналитических проектов, охватывающие бизнес-контекст, вопросы качества, риски, технические вопросы и т.п.

Игорь Краснобаев
Игорь Краснобаев: «Про свои важные активы организации знают практически все и могут быстро добывать эту информацию, что достигается за счет хорошо выстроенной системы учета. Так ли это в случае с данными? Так ли мы ценим этот актив, если у многих нет учетной системы для него?»

Как уверен Леонид Шумский, руководитель направления «Платформа данных» компании «Т1 ИИ», логика подхода к данным как к активу – ключевая во внедрении процессного подхода к управлению данными. «Автоматизируя функции управления данными, расчет метрик и решая задачи аналитиков, мы получаем те самые показатели, на которых обычно тормозится внедрение любой оценки информационного актива», — считает он. Эти показатели подразумевают понимание того, кто в компании использует данные, для чего, как часто они меняются и какого они качества. Сложность расчета этих метрик настолько велика, что часто компании просто отказываются от подхода к данным как к активу. Применение процессного подхода – это игра вдолгую, и ценность такого подхода будет расти.

Рынок BI: догоним и перегоним?

О том, что происходит с российским рынком BI, рассказали в рамках круглого стола «От чего системы бизнес-аналитики спасают российский бизнес?» Михаил Рощин, руководитель проектов по направлению DWH, EPM и BI-систем компании Kept, привел результаты исследования, свидетельствующие о том, что рынок BI вырос за год на 10 млрд руб. Естественным стало резкое снижение доли зарубежных решений с 90 до 23%.

Сейчас на российском рынке присутствует более 80 BI-систем, и, как было всегда, не существует универсального решения, способного удовлетворить абсолютно все запросы компаний. Например, Luxms BI отмечается высоким уровнем кастомизации. «Форсайт» выделяет высокий уровень безопасности данных. Goodt Insight ориентирована на средний и малый бизнес. Yandex Datalens преуспела в использовании машинного обучения. PIX BI хороша своей экосистемой смежных продуктов, а «1С:Аналитика» — скоростью внедрения.

Михаил Рощин
Михаил Рощин: «Отечественные вендоры действительно сделали огромный скачок в качестве своих продуктов. И, что важно, они слышат клиентов, что было нетипично для зарубежных производителей»

Многие видят в современных инструментах BI «волшебную палочку». Однако Рощин констатировал, что при выборе решения надо по-прежнему четко понимать, какие задачи должны решать система, каковы требования к ней и особенности окружающей среды в компании. Тем не менее, отмечается, что за последнее время отечественные вендоры действительно сделали огромный скачок в качестве своих продуктов. И, что важно, они слышат клиентов, что было нетипично для зарубежных производителей.

Говоря о будущем BI-систем, Рощин отметил на рынке российского BI несколько тенденций. Во-первых, это дальнейшее улучшение функционала, позволяющее в обозримой перспективе догнать зарубежных конкурентов. И на этом все не остановится – будет происходить суверенное развитие BI-систем в соответствии в отечественными потребностями. В первую очередь, речь идет о технологиях ИИ для решения типовых задач – от помощников, помогающих получить информацию, до шаблонизации отчетов. Кроме этого, будет происходить улучшение ролевой модели, будут появляться отраслевые продукты, закрывающие потребности определенной группы заказчиков. Наконец, важную роль будет играть развитие инструментов самообслуживания – например, развитие подхода low-code для минимизации порога входа в работу с решениями.