Сергей Золотарев, основатель и директор по стратегическому развитию Arenadata, состоит в экспертном совете Data Award с момента создания премии. Он рассказал, какой путь она прошла за годы существования, а также поделился наблюдениями, как, на его взгляд, изменилась профессия CDO, и идеями о том, что ждет ее в будущем.
– Вы в экспертном совете премии Data Award с самого первого сезона, еще когда она называлась CDO Award. Как, на ваш взгляд, с тех времен изменилась премия?
Действительно, мы стояли у истоков этой идеи. В тот момент ощущалось, что в домене ИТ-профессий появляется новая область знаний, новая специальность — CDO. И показалось, что было бы здорово иметь награду, которая оценивала бы проекты в направлении работы с данными. В первые пару лет ее номинантов можно было пересчитать по пальцам. И все они были представителями достаточно крупных и инновационных компаний, пионеров в своей индустрии: в области финансов, металлургии, телекома. Сегодня в Data Award каждый год участвует более 50 номинантов. Премия расширила список номинаций, теперь есть даже награды за социально значимые проекты. Мне кажется, это очень важный аспект, и я всегда поддерживаю подобные начинания.
В участие в премии активно включились небольшие компании, реализующие в своих проектах очень интересные и инновационные идеи. Еще один важный момент в развитии Data Award заключается в том, что она вышла за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь премия включает проекты практически со всей страны, а также среди ее участников появляются компании из стран СНГ. Это означает, что идея, заложенная в премию — популяризация работы с данными, профессии CDO, — близка многим, и все понимают важность использования данных для решения любых задач компаний, причем не только коммерческих.
– А как изменилась роль директора по данным за эти шесть лет, какой путь прошла эта профессия?
Первое время это была диковинка, и только очень большие компании имели подобную позицию. Сейчас практически во всех крупных организациях есть роль CDO. Однако, в отличие от устоявшейся профессии CIO, на позицию CDO до сих пор профессионально не готовит кадры ни одно из учебных заведений, хотя есть довольно много учебных курсов и методических материалов. И я надеюсь, что следующим шагом будет появление профильных вузовских специальностей. Но уже сейчас радует, что появляются люди, которые достигают реальных успехов благодаря правильной работе с данными. Они научились считать пользу работы с данными, что очень отрадно. Ведь всегда существовала большая боль у айтишников — как посчитать и показать эффективность того или иного ИТ-проекта, поскольку она не всегда очевидна. И прекрасно, что участники Data Award открыто делятся информацией в своих интервью и выступлениях.
– С самого начала было непонятно, где брать кадровые резервы для роли CDO. Сейчас в компаниях они появились. Откуда в итоге пришли CDO?
Это те самые выросшие дата-инженеры и руководители проектов, отвечавшие за корпоративные хранилища. Они прекрасно понимают, откуда в компании берутся данные, как организовать их хранение, какие требования потребители данных предъявляют к их качеству и как дать пользователям доступ к данным.
– Видимо, на помощь людям придут технологии. Что помогает снизить зависимость от кадров уже сейчас и появления каких инструментов можно ожидать в дальнейшем?
Приведу пример из своего опыта. Недавно нашу платформу пополнил продукт Arenadata Catalog, который в рамках сложившихся методических наработок помогает автоматизировать управление работой с данными. Он объединяет в едином интерфейсе каталог метаданных, бизнес-глоссарий, поиск, профилирование и проверку качества данных, платформу сотрудничества пользователей, автоматическое построение Data Lineage и другие функциональные возможности. Важный аспект — то, что в него зашиты механизмы проверки качества данных. Уже сейчас это решение позволяет экономить огромное количество времени, требуемое для проверки отчетов, и снизить зависимость от кадров. Также считаю, что в дальнейшем для решения этих задач будут активно использоваться инструменты искусственного интеллекта, которые по определенным моделям станут определять типы данных, заниматься проверкой качества данных.
– Как вы видите направление развития индустрии данных в обозримой перспективе?
Во-первых, в наше время появляется многообразие форматов данных, скорости загрузки, типов, поэтому не может быть какого-то универсального инструмента: необходим целый набор, каждому элементу которого можно адресовать ту или иную бизнес-задачу. Именно эту идею мы преследуем, развивая собственную платформу данных.
Во-вторых, раньше прерогатива работы с данными была только у очень крупных компаний: это стоило дорого, не хватало кадров, не возникало явной бизнес-потребности. Но за последние 5–7 лет ситуация в корне изменилась: ценность работы с данными осознают даже небольшие предприятия. У них появляются если не полноценные CDO, то хотя бы люди, которые знают, как работать с данными, и умеют это делать — это дата-аналитики, дата-инженеры, руководители направлений.
– А каков, с вашей точки зрения, CDO будущего?
Ключевые компетенции, или домены знаний, которыми должен обладать CDO будущего, наверное, в ближайшем будущем сильно не поменяются. С одной стороны, он должен хорошо понимать потребности бизнеса. С другой, ориентироваться в инструментах, которые есть на рынке для решения поставленных задач. И, безусловно, CDO необходимо быть хорошим модератором между технологиями и бизнесом. То есть реализовывать потребности бизнеса с помощью правильных технологий: очень часто мы наблюдаем такие случаи, когда выбор того или иного решения делается только на базе технологических аспектов, не учитывая, как это "приземлится" на существующий ландшафт, культурные особенности той или иной компании, на реальные желания бизнес-заказчика. С другой стороны, игнорирование технологий в дальнейшем несет сюрпризы: вроде бы все красиво нарисовали, но ничего не работает. Поэтому важно, чтобы CDO мог соблюдать баланс между технологиями и бизнесом.