Над доминированием Google Chrome на рынке браузеров нависают все новые и новые угрозы. OpenAI и стартап Perplexity, поддерживаемый Nvidia, готовят браузеры на базе искусственного интеллекта, нацеленные на изменение способов взаимодействия пользователей с Интернетом.

Новый браузер Perplexity Comet предлагает единый интерфейс, благодаря которому пользователи могут задавать вопросы, выполнять различные задачи и изучать интересующую их информацию. Браузер OpenAI предназначен для обработки определенных видов взаимодействия с пользователем в интерфейсе чата в стиле ChatGPT, что избавляет человека от необходимости посещения внешних веб-сайтов. Такой подход является частью более широкой стратегии, направленной на глубокое внедрение сервисов OpenAI как в личные, так и в профессиональные аспекты жизни пользователей.

Популярность чат-инструментов, управляемых искусственным интеллектом, таких как ChatGPT и Perplexity, в качестве альтернативных каналов поиска информации растет, однако веб-браузеры по-прежнему служат основной точкой доступа для более чем 90% пользователей интеллектуальных устройств.

Браузер на базе ИИ обладает ключевым преимуществом, позволяя обходить ограничения, накладываемые на данные автономных приложений. Для OpenAI и Perplexity это открывает путь к получению подробной телеметрии, характеризующей поведение пользователей в Интернете, создавая новые возможности для монетизации за счет рекламы, соглашений об использовании данных и других каналов.

Управление веб-браузером обеспечивает прямой доступ к поведению пользователей и их данным – преимущество, которым уже давно обладает Google. По данным StatCounter, в июне Chrome занимал 68% мирового рынка браузеров, намного опережая конкурирующих Safari, Microsoft Edge и Firefox.

Но поскольку в Google, Edge и другие браузеры функции искусственного интеллекта уже интегрированы, существует большая вероятность того, что пользователи не будут обращаться к OpenAI или Perplexity для удовлетворения своих потребностей в искусственном интеллекте.

Зачастую люди весьма неохотно переключаются с хорошо оптимизированных для соответствующих платформ браузеров – Chrome, Edge, Safari – на что-то другое. Кроме того, внедрение на предприятиях во многом будет зависеть от мнения ИТ-директоров, которым необходимо оценить конфиденциальность, безопасность и управляемость новых браузеров.

Для OpenAI и Perplexity такой переход может стать как вызовом, так и открытием новых возможностей с предоставлением ИТ-директорам большего контроля за счет интеграции API корпоративных приложений непосредственно в браузеры, поддерживающие искусственный интеллект. Глубокая интеграция Copilot в Microsoft Edge знаменует собой наступление эры браузеров 2.0. До превращения ИИ-агентов в основной интерфейс для получения доступа к информации браузеры на основе искусственного интеллекта будут оставаться основной стратегией привлечения пользователей. Этот подход будет дополняться более глубокой интеграцией на уровне операционной системы за счет партнерства, скажем, OpenAI с Apple или Perplexity с Motorola.