В Российской академии медицинских наук прошло экспертное совещание, участники которого обсудили опыт и модели внедрения электронных медицинских карт стационарного и амбулаторного больного в Австралии и Германии, Израиле и Италии, США и Эстонии.
«Переход от бумажных технологий к электронным может быть очень болезненным», — отметила Шерил Хертел, директор департамента по планированию медицинских услуг европейского и средневосточного отделений корпорации Cerner. Имеющая в своем штате более 1100 врачей, Cerner накопила немалый опыт внедрения электронных медкарт в 25 странах. О проблемах, общих для большинства проектов, а также о некоторых принципиальных подходах к реализации масштабных задач здравоохранения и шла речь на совещании. Например, в австралийском штате Новый Южный Уэльс при создании одной из крупнейших в мире консолидированных систем электронных медицинских карт специалисты Cerner сфокусировались на задаче «дать что-то каждому», то есть почувствовать преимущества работы с новым инструментарием обязательно должны были все клиницисты.
По словам Хертел, если инсталляция электронных медкарт сложна, главным образом, технически, то процесс внедрения очень сложен организационно, а адаптация к их использованию медицинским персоналом сложна «просто невероятно». Трудности, возникающие на уровне более высоком, чем отдельные медучреждения, чаще всего имеют нормативно-правовой характер. Как правило, основной спорный вопрос — принадлежность данных и правила их использования вне медицинской организации, где они получены. К примеру, в австралийском штате Виктория врачам законодательно запрещен доступ к данным пациентов в других лечебных учреждениях.
Поделились гости РАМН и главными уроками, извлеченными из своего опыта. «Структурируйте данные с самого начала», — посоветовали представители Cerner российским коллегам.
Первоочередными кандидатами на формализацию в отечественном здравоохранении являются данные, получаемые в результате таких важнейших для информационного обмена событий, как лабораторные исследования, применение методов визуальной диагностики (от УЗИ до позитронно-эмиссионной томографии), создание выписок из амбулаторных карт и выписных эпикризов, а также внешние и внутренние консультации врачей-специалистов, полагает Борис Зингерман, заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра.
В резолюции, принятой по итогам обсуждения в РАМН, подчеркивается необходимость опираться при внедрении электронных медкарт на международный опыт аналогичных проектов в Израиле, Италии и США, выполненных на базе группы стандартов HL7 версии 3.0 архитектуры клинических документов CDA (Clinical Document Architecture) с использованием эталонной информационной модели RIM (Reference Information Model) и EHR/CR (Electronic Health Record/Care-delivery-Record).
До 15 декабря экспертной группе рекомендовано в инициативном порядке разработать проект комплекса российских национальных стандартов электронных медицинских карт, включающий три документа: общие принципы, термины и определения; электронная медкарта в медицинской организации; интегрированная электронная медкарта. Затем на основе этого комплекса планируется подготовить проект технического регламента «Применение электронных медицинских карт в единой государственной информационной системе здравоохранения». Медицинские информационные системы, предлагаемые к использованию в единой государственной системе, необходимо интегрировать с системой ведения электронных медицинских карт на основе группы стандартов HL7 версии 3.0 CDA с использованием RIM модели, говорится в резолюции совещания.
Как пояснил директор МИАЦ РАМН Петр Кузнецов, предполагается вначале апробировать созданный пакет стандартов в медучреждениях РАМН в качестве пилотных, а затем предложить его департаменту информатизации Минздравсоцразвития. Часть пакета с общими принципами практически готова, для стандарта электронной медицинской карты внутри медучреждения предстоит доработать существующий ГОСТ «Электронная история болезни», а вот над стандартом интегрированной электронной медкарты еще придется потрудиться.
Систему ведения интегрированных электронных медицинских карт рекомендуется реализовать как транзакционную систему, которая обеспечивает хранение в составе электронных медкарт пациента первичных показателей, описывающих состояние здоровья и процесс оказания медпомощи, хранение изображений и графических файлов, полученных с диагностической аппаратуры, а также юридически значимых документов, сформированных на основе первичных данных и подписанных электронной подписью ответственного медперсонала. Департаменту информатизации Минздравсоцразвития предложено по возможности перенести систему ведения интегрированных электронных медкарт из списка федеральных управленческих систем в список федеральных транзакционных систем.
Большой прогресс в маленькой стране
Одним из самых интересных участники совещания признали доклад об опыте информатизации здравоохранения Эстонии. Уже сегодня пациент, приехавший на лечение из этой маленькой страны, например, в Россию, может предоставить врачу доступ ко всем медицинским записям о своем здоровье, сообщил Игорь Боссенко, директор по управлению данными eHealth компании WebMedia Group. В числе жизненно необходимых предпосылок внедрения электронных медицинских карт он назвал единый идентификационый код, принятый в Эстонии в 1992 году, созданную в 2001 году единую инфраструктуру X-Road и использование идентификационной карты гражданина в Интернете с 2005 года.
Стандартизацией в области электронного здравоохранения в Эстонии занимается специально созданная государством в 2005 году организация e-Tervis, имеющая необходимые полномочия для воздействия на лечебные учреждения. Чтобы ускорить процесс внедрения, были минимизированы требования к документам, которые строятся из блоков, создаваемых на основе шаблонов. В результате относительно быстро — за пять лет -- удалось успешно запустить три системы: электронных медкарт, цифровых снимков и цифровых рецептов.
Разумеется, совсем избежать проблем не удалось, возникли трудности с единой электронной регистратурой, поскольку медучреждения оказались не заинтересованы в передаче информации в эту систему. Кроме того, у лечебных учреждений появились обязанности, не обеспеченные финансовыми ресурсами, исчезли мелкие разработчики и аптеки.