Выставка MedSoft, которую ежегодно проводит Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), в этом году приобрела особую важность в связи с подготовкой к старту информатизации российского здравоохранения. В мероприятии приняли участие 90 организаций (на 13% больше, чем в прошлом году) и чиновники не только московские, но и федеральные. Темами конференции MedSoft 2011 стали перспективные направления развития отрасли и связанные с ними острые вопросы: медицинские информационные системы (МИС) и опыт применения модели SaaS, облачные технологии и проекты регионального уровня, системы обработки изображений и готовность медучреждений к защите персональных данных.
Портрет МИС в технологических тонах
Из 693 программных продуктов для здравоохранения, зарегистрированных в каталоге АРМИТ, комплексные решения для автоматизации лечебно-профилактических учреждений составляют 12% (83). Однако действующих МИС насчитывается не более 37, из них активно развиваются 75%, полагает Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», который много лет отслеживает уровень автоматизации здравоохранения. По его оценке, средний возраст МИС составляет 12 лет, 49% решений разработаны в регионах, 32% родились в Москве и остальные — в Санкт-Петербурге. Многие разработчики сегодня расширяют свое влияние за пределы «родных» регионов и федеральных округов.
Ожидается, что число инсталляций МИС в 2011 году составит 2,4 тыс, в общей сложности будет автоматизировано 52,3 тыс. рабочих мест.
Самой распространенной платформой для МИС является программное обеспечение Microsoft, на нем выполнена почти половина всех инсталляций. На втором месте по популярности находится Oracle, на третьем — решения на базе свободного ПО (MySQL, FireBird и Postgress SQL). Свыше 60% представленных на рынке медицинских систем могут работать только в среде Windows. Возможность выбирать между Windows или Linux дают 20% решений, столько же способны поддерживать и более широкий выбор операционных систем.
Примерно 70% систем созданы как «толстый» клиент, 15% реализованы на базе «тонкого» клиента, в оставшихся используется смешанный подход, то есть часть задач реализуется в «тонком» клиенте, а часть — в «толстом».
Наиболее популярной средой разработки остается Delphi, более чем в половине решений применяются средства разработки, встроенные в программную платформу, с такой же частотой применяется Microsoft Visual Studio, и в 27% используется Java.
Основными заказчиками МИС являются государственные организации — 68% всех инсталляций. На коммерческие ЛПУ приходится 20% инсталляций, на ведомственные — 12%. Из 10 тыс. государственных ЛПУ автоматизировано примерно 10-15%, или около 2% рабочих мест.
Последние два года отрасль стагнировала: с 2008 года среднее число внедрений упало в 2,8 раза. Это произошло не только под влиянием финансового кризиса, но и вследствие невнятной государственной политики, вброса на рынок идеи о типовых МИС по заказу госорганов, продвижения фонда алгоритмов и программ. В результате динамика автоматизации ЛПУ была утрачена. Но нет худа без добра: отсутствие экстенсивного развития разработчики компенсировали не только ростом активности, но и повышением качества внедрений.
По данным опроса, проведенного компанией К-МИС, 75% разработчиков оценивают рынок как активно развивающийся. Предпосылками его дальнейшего развития называют модернизацию здравоохранения, усиление внимания со стороны первых лиц государства, активную позицию профессионального сообщества и самих ЛПУ. Сдерживающими факторами остаются позиция Минздравсоцразвития, отсутствие финансирования и ожидания заказчиков получить бесплатную МИС от федеральных органов.
«Потребность в МИС растет, а стандартов как не было, так и нет, в результате из 35 регионов, представленных в каталоге АРМИТ, в 25 разрабатываются собственные системы», — отметил президент АРМИТ Михаил Эльянов.
Создание единых стандартов и регламентов, а также организацию работы государственного регулятора разработчики назвали первоочередными задачами для улучшения ситуации с внедрением медицинских систем. При этом лишь 42% разработчиков считают, что регулятором должно быть Минздравсоцразвития РФ, четверть опрошенных полагают, что роль регулятора следует отдать региональным властям, а 15% — что ее нужно делегировать профессиональному сообществу.
По мнению участников MedSoft, министерству следует ставить цели каждого этапа информатизации, а как достичь этих целей, должно определять профессиональное сообщество, понимающее, как это сделать экономично и эффективно.
Разработчики все еще не теряют надежды, что Минздравсоцразвития может оказать благоприятное влияние на развитие отрасли. Подавляющее большинство участников опроса позитивно относятся к облачным вычислениям как потенциальному пути развития МИС. Хотя при рассмотрении конкретных задач выясняется, что в ряде случаев они считают облака неприменимыми.
Официальные цели
О приоритетах государственной политики в области внедрения информационных технологий в учреждениях здравоохранения рассказал Вадим Дубинин, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития. По его словам, главными целями государства в проекте информатизации здравоохранения являются повышение информированности населения, эффективности управления и качества медицинских услуг.
Концепция, утвержденная 28 апреля, закрепила общую архитектуру единой информационной системы (ЕИС) здравоохранения. Она включает национальные стандарты и регламенты, федеральный и региональный прикладные компоненты, подcиcтему интеграции прикладных систем и сегмент централизованных общесистемных компонентов.
Предполагается, что ответы на множество вопросов, которые возникают при знакомстве с концепцией, будут содержаться в методических рекомендациях, которые должны появиться к концу мая.
Для управления информатизацией здравоохранения будет создан проектный офис, назначен главный конструктор ЕИС, при президенте появится совещательный орган, при правительстве — координационный, кроме того, планируется создать общественный совет.
До конца второго квартала 2011 года Минздрав снова будет собирать и утверждать программы создания фрагментов регионального компонента ЕИС. Между тем многие регионы давно готовы приступить к информатизации, но вынуждены терять время в ожидании решения процедурных вопросов, из-за которых начало финансирования опять откладывается.
Путь к качеству медицины
По словам Владимира Казинова, генерального директора компании DiViSy Group, проектирование и реконструкция медучреждений осуществляются на базе позавчерашних технологий, система менеджмента качества для медицинских услуг отсутствует, системы стандартизации и паспортизации процессов оказания медпомощи работают неэффективно, тогда как стандарты должны помогать врачу в его личной клинической практике. ИТ в медицине неэффективны по причине их ориентации на автоматизацию вспомогательных служб. «Автоматизируется все что угодно, кроме клинического процесса», — указал Казинов.
Владимир Лищук, и.о. завлабораторией математического моделирования и мониторинга НЦССХ им. А. Н. Бакулева, также считает, что в первую очередь следует автоматизировать медицинские, а не офисные процессы.
Медицинские и информационные технологии должны быть имплементированы друг в друга — вот реальный путь повысить качество медицинской помощи.
К примеру, в Бакулевском центре родилось направление математической кардиологии, соединившее алгоритмические методы с искусством врача. Как утверждает Лищук, в НЦССХ научились лечить не среднестатистических больных, а перешли к синтезу индивидуальной терапии.
Через автоматическую систему обеспечения решений врача, основанную на математической модели кровообращения, прошли 20 тыс. больных, при этом удалось добиться оценки качества медицинской помощи на каждом этапе хирургического вмешательства — анестезии, разреза ткани и далее. В результате число осложнений и летальность снизились вдвое.
Примечательно, что именно в коллективе НЦССХ было совершено открытие, что в нормальном состоянии центральная нервная система не управляет своей периферией, а организует взаимодействие вегетативных систем. Именно по такому принципу следует строить деятельность Минздраву, заметил Лищук.