Через четыре года численность пользователей беспроводных приборов для мониторинга медицинских показателей вырастет в шесть раз по сравнению с нынешним и превысит 1,8 млн человек, прогнозируют в компании InMedica.
По ее сведениям, в 2012 году медики дистанционно наблюдали за 308 тыс. человек с хроническими заболеваниями. А по данным Accenture Technology Labs, из миллиардов долларов, ежегодно расходуемых на здравоохранение, 75-80% приходится на долю пациентов с хроническими заболеваниями, такими как диабет, заболевания сердца, астма и болезнь Альцгеймера.
Большинство пользователей мониторов здоровья — это пациенты, перенесшие острую стадию хронического заболевания с госпитализацией. Чаще всего они страдают болезнями большой продолжительности, такими как застойная сердечная недостаточность, хроническая обструктивная болезнь легких, диабет, гипертония и проблемы с психическим здоровьем.
По данным InMedica, застойная сердечная недостаточность — самое распространенное заболевание среди пользователей телемедицины и одно из самых дорогостоящих для больниц. На втором месте — ХОБЛ. Хотя домашний мониторинг уровня глюкозы в крови сейчас чаще выполняется с помощью персональных глюкометров, эти приборы начали объединять с системами телемедицины, позволяющими врачам следить за показателями пациента.
Поставщики медицинских услуг видят в телемедицине важный инструмент снижения количества повторных госпитализаций и слежения за прогрессом заболеваний.
Существует уже немало телемедицинских приборов, от глюкометров до беспроводных мониторов сердечного ритма.
Немало приверженцев среди медиков — специалистов соответствующего профиля имеет телепсихиатрия, оказание помощи посредством защищенных веб-видеоконференций.
Помимо людей, переживших обострение, телемедицину применяют для мониторинга амбулаторных пациентов — тех, у кого диагностировали заболевание, но не госпитализировали, указывают авторы исследования InMedica.
Однако для первых телемедицина применяется гораздо шире: им предписывают домашний мониторинг, чтобы предотвратить повторную госпитализацию. В США, например, в прошлом году под домашним мониторингом находились 140 тыс. пациентов, переживших обострение, и 80 тыс. амбулаторных.
«Важной задачей телемедицины является расширение охвата амбулаторных пациентов, — полагает Тео Ахадом, старший аналитик InMedica. — Клиническая и экономическая польза телемедицины более очевидна в случае с пациентами, пережившими острую стадию, но даже для них она предписывается только в самых тяжелых случаях и если пациента госпитализировали чаще чем раз в год».
Как полагают в InMedica, в предстоящие пять лет спрос на телемедицину будет расти, и способствовать этому будут следующие главные движущие силы:
— регулятивные меры: штрафы за повторную госпитализацию, введенные Центром страхования по программам Medicare и Medicaid, вынуждают медиков внедрять телемедицину;
— спрос со стороны самих поставщиков: они хотят пользоваться телемедициной, чтобы налаживать более тесный контакт с пациентами и повышать качество обслуживания. Во многих случаях это делается несмотря на отсутствие очевидной финансовой выгоды;
— спрос со стороны страховых компаний: телемедицина все шире используется ими для повышения своей конкурентоспособности и снижения выплат госпитализированным пациентам;
— спрос со стороны пациентов: среди самих пациентов сейчас мало кто активно требует телемедицинские услуги. Но с ростом популярности персональных устройств для слежения за успехами в фитнесе будет расти интерес и к приборам для дистанционного мониторинга развития заболеваний.