К 2011 году они прогнозируют его разрастание уже до 2,6 млрд. долл. как следствие глобализации и изменения динамики бизнеса. Эти факторы обуславливают интерес компаний, пытающихся оптимизировать и координировать свои процессы, к средствам ВРМ. В результате сегмент ВРМ войдет в число самых быстрорастущих участков рынка ПО - его среднегодовой рост составит 24%. Важной составляющей роста является и то, что крупные компании, занимающиеся построением сервисно-ориентированной архитектуры, будут вынуждены значительную часть инвестиций направлять на построение системы управления бизнес-процессами. Это немаловажный фактор: в среднем на построение SOA в 2007 году будет затрачено около 22% ИТ-бюджетов. С региональной точки зрения львиная доля рынка ВРМ приходится на страны Северной Америки и Западной Европы (50% и 32% соответственно).

"Когда видишь подобные прогнозы роста, возникает подозрение, что это тривиальная аппроксимация существующего тренда, если не хуже - желание, выдаваемое за действительность", -- говорит Анатолий Белайчук, президент компании "Бизнес-Консоль". Однако в случае BPM прогноз выглядит вполне правдоподобным. Что характерно, на Западе этот бум связан не столько с автоматизацией бизнес-процессов внутри компаний (эта задача там в основном решена), сколько с задачей создания "виртуальных предприятий" - цепочек, состоящих из фабрики в Китае, дизайн-центра в Европе, маркетинга и менеджмента в США.

Предприятие, работающее в одиночку, обречено проиграть в конкурентной борьбе такой структуре.

"Российский рынок решений BPM только начинает свое развитие. Количество выполненных проектов очень незначительно, однако спрос на BPM-системы уже существует", -- отмечает Владимир Репин, исполнительный директор компании "Финэксперт.Ру". В первую очередь интерес к таким продуктам проявляют организации, оказывающие различного рода услуги. Когда для получения важного для клиента результата задействованы несколько сотрудников, находящихся в различных подразделениях и на разных площадках, преимущества BPM-системы для организации и поддержки процесса становятся очевидны.

"У отечественных компаний есть свои дополнительные стимулы для внедрения BPM", -- добавляет Белайчук. В России образовался "отложенный спрос": в 90-е годы, во время первой волны интереса к процессному управлению, наша экономика была в плачевном состоянии, и большинству предприятий было не до бизнес-процессов. Сейчас же у них появляется возможность одним выстрелом убить нескольких зайцев: наладить бизнес-процессы внутри компании, став более привлекательными для своих заказчиков, выстроить вертикальные и горизонтальные процессы внутри холдингов, а также организовать эффективный документооборот.