Данная обеспокоенность вызвана возрастающей массовостью использования IP-сетей для обеспечения всех бизнес-коммуникаций. IP был выбран как единый протокол, благодаря простоте управления и эффективности основанных на нем решений, но это привело к уязвимости компаний, так как один сбой в IP-сети может означать полную недоступность коммуникационных услуг для предприятия.

Результаты исследования, проведенного по заказу СА аналитической компанией Quocirca, продемонстрировали, что респонденты считают существующие инструменты управления недостаточно эффективными для обеспечения быстрого доступа к информации о возникших при управлении сетью проблемах и влиянии сбоев на бизнес компании. При этом 40% респондентов заявили, что их возможности по управлению инфраструктурой VoIP были неадекватными. Из-за подобных проблем все больше организаций обращаются за помощью к поставщикам услуг по управлению сетями. 88% опрошенных компаний уже используют или планируют начать использовать такие услуги для обеспечения безопасности сетей.

Обеспечение приемлемого уровня отказоустойчивости в IP-сетях достигается за счет реализации кластерных решений. В результате стоимость внедрения существенно возрастает. С учетом того, что стоимость самого инфраструктурного оборудования и клиентских терминалов значительно выше, нежели при организации традиционной телефонной связи, ценовой фактор становится существенным тормозом в развитии IP-телефонии. Особенно этот показатель чувствителен для развивающихся рынков, к которым относится и Россия.

Среди ключевых выводов исследования можно также отметить, что в части внедрения IP-сетей средние компании опережают крупные. Возможно, это происходит благодаря тому, что у них не так много унаследованных приложений, а также больше уверенности в возможностях по управлению сетевой инфраструктурой и меньше внутренних политических барьеров.

"Проблему недостаточности средств контроля за качеством услуг в IP-сети мы прочувствовали давно", - говорит Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки компании Avaya в России, СНГ и Восточной Европе. Она действительно существует. Не случайно с первыми же решениями VoIP появились средства контроля сети, которые, как правило, входили в стандартную поставку. Верно и то, что роль программных решений, призванных решить данную проблему, растет. Предоставления информации о том, что происходит в сети, и где произошли неприятности, уже недостаточно. Программные средства, предоставляемые ведущими игроками рынка, способны самостоятельно решать возникшие проблемы при минимальном вмешательстве человека.

"Систем управления и мониторинга IP-сетей на рынке не так много, но они есть, причем очень неплохие", - соглашается Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса компании Cisco. Вообще же IP-телефония превосходит традиционную как по надежности, так и по управляемости. Разумеется, IP-сеть сама по себе менее безопасна, чем TDM-сети. Однако все проблемы решаются с использованием средств защиты информации в IP-сетях, которых на сегодняшний день достаточно много.

За последние годы появилось очень много исследований, искажающих реальную картину рынка, сетует Федорушкин. Как правило, это выгодно тем поставщикам, которые в силу каких-то причин не могут использовать современные технологии, и вынуждены получать доходы от продаж устаревших.