"Если говорить о российском рынке в целом, то темпы роста в области ERP здесь существенно опережают оценки роста в мировом масштабе. По нашим оценкам, в среднем рост этого рынка в России за последний год составил около 30-35%", - оценивает Александр Саксин, заместитель директора департамента корпоративных систем управления IBS. При этом самая ожесточенная конкуренция между производителями ERP-систем разворачивается на среднем рынке. В этот сегмент с разных сторон пытаются проникнуть как производители "тяжелых" систем SAP и Oracle, так и производители решений для SMB, такие как 1C и Microsoft.
Рост рынка происходит, с одной стороны, за счет новых внедрений в развивающихся в плане проникновения ERP отраслях (банки, страхование, машиностроение), с другой стороны, за счет функционального расширения уже внедренных систем в широко охваченных секторах (например, нефтяная и химическая отрасли). Прежде всего, развитие идет в области управления производством, персоналом, основными фондами и ремонтами оборудования, бюджетирования и консолидации отчетности.
"На мой взгляд, изменения на ERP-рынке не в последнюю очередь определяются трансформацией требований, предъявляемых заказчиками", - говорит Константин Белоус, директор департамента SAP-решений компании "Микротест". Наблюдается увеличение спроса на услуги по разработке и внедрению решений, в составе которых ERP-система в классическом понимании является только составной частью. Процессы глобализации затрагивают все больше компаний, а это требует адекватного ответа со стороны систем управления. Поэтому функциональность систем управления бизнесом развивается сейчас как в сторону охвата все большего количества концепций и методологий управления (управление бизнес-процессами, стратегическое управление, поддержка управленческих решений), так и в сторону специализации по отраслевым признакам. При этом предпочтение отдается интегрированным решениям, объединенным в рамках одной-двух вендорских платформ.
Все большее количество заказчиков склонны не переписывать систему "под себя", а использовать лучшие практики, которые имеются и у поставщика ПО, и у компании-консультанта. Они готовы изменять свои бизнес-модели, свои регламенты, свою систему управления. В соответствии с этим изменяется ландшафт консалтингового рынка. На первый план выходят крупные компании, предлагающие комплексное решение задач, в том числе управленческий консалтинг.