Фото: TU Delft

Ученые пытались найти полное объяснение этому явлению на протяжении более века. Физики Делфтского технического университета (Голландия) опубликовали в журнале Science новые соображения по этому поводу.

До недавнего времени ученые сходились во мнении, что устойчивость велосипеда тесно связана с двумя факторами: вращение колес обеспечивает стабильность за счет гироскопических эффектов; важную роль играет линейное отставание - расстояние от точки контакта переднего колеса с поверхностью земли до пересечения с нею оси поворота руля.

Голландские физики доказали, что два этих фактора не являются определяющими для обеспечения устойчивости. Они разработали математическую модель с 25 параметрами, которая точно предсказывает, при каких скоростях велосипед заданной конструкции будет устойчивым. Исследователи подтвердили действенность модели экспериментально: они собрали велосипед особой конструкции, доказывающей, что два упомянутых фактора не критичны для устойчивости при достижении определенных скоростей.