Исследование, проведенное IDC, показывает четыре принципиально разных культурных подхода к трансформации ИТ:
- стратегически-консервативный, выражающийся фразой «наш подход фундаментально осторожный»;
- стратегически-радикальный: «наш подход включает радикальное переосмысление роли ИТ»;
- тактически-радикальный: «наш подход к трансформации ИТ прагматичен, но всеобъемлющ»;
- тактически-консервативный: «мы совершаем лишь простейшие преобразования с гарантированным результатом».
Интересный результат заключается в доминировании самопровозглашенных радикалов – их доля составляет почти три четверти компаний. Такой результат не является удивительным как минимум по двум причинам. Во-первых, кризис, начавшийся в 2008 году, оказался глубоким и длительным: капитал стал дорогим, спрос во многих областях упал, а рост экономики не слишком активен. В данной обстановке заинтересованность в радикальных действиях объективно растет. Во-вторых, как показывают другие исследования, очень большая доля инвестиций посвящена именно трансформации ИТ. Инвесторам свойственно нетерпение, и радикализм в этой области может стать общепринятым.
Трансформационные проекты потребляют большую часть бюджетов. С учетом этого неудивительно, что ИТ-руководители чувствуют себя беззащитными, когда у них интересуются, насколько они уверены в успехе прикладываемых усилий. Лишь чуть более половины из них вполне уверены в успешном исходе и говорят о своей способности адекватно планировать и контролировать такие проекты. Как подчеркивают аналитики, многие ИТ-директора надеются на лучшее, но ожидания сбудутся далеко не у всех.
«Вопрос о закате роли ИТ заботит уже не только Николаса Карра, но и многих других экспертов», — говорит Борис Славин, директор по исследованиям и инновациям «АйТи». Вероятно, в ближайшем будущем многие ИТ-руководители превратятся в директоров по инновациям и будут заниматься не технологиями, которые все больше превращаются в подобие коммунальной услуги, а развитием бизнеса.
«Часто бизнес не желает воспринимать предложения о развитии бизнеса от ИТ», — подчеркивает Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям компании «Росгосстрах». Важно подавать их как бизнес-инновации, а для этого человек должен занимать бизнес-позицию.
Проблема заключается в том, что провести желаемые изменения можно, лишь находясь на «правильном» месте. Если пытаться проводить изменения в бизнесе, находясь на позиции ИТ-директора, то такое воздействие не будет легитимным и организация в большинстве случаев его не примет.
«Инновационность – это «детская болезнь» ИТ; в свое время сопоставимую роль играли паровой двигатель и электричество», — считает Олег Вайнберг, до недавнего времени занимавший пост директора по инновациям торговой сети «Кей». Очевидно, с ростом зрелости ИТ их роль в инновациях будет снижаться.
Но гораздо интереснее то, что во время перехода ИТ-директора на позицию директора по инновациям происходит перелом. Одно дело – консультировать бизнес, а другое – отвечать за результат проводимых изменений своими показателями.