На проходившей в Орландо ежегодной конференции Educause Боргман продемонстрировала, какие черты приобретет система образования в 2015 году (то есть всего лишь семь лет спустя), если преподаватели, исследователи и авторы программ обучения будут идти в ногу с интенсивно развивающимися технологиями. К этим тенденциям относятся всеобщее распространение высокоскоростных беспроводных сетей, организация обработки данных на основе концепции cloud computing, стремительный рост объемов хранилищ цифровой информации, где помимо всего прочего размещаются сведения, собираемые подключенными к сети датчиками, а также результаты работы аналитических инструментов.
В основу презентации лег отчет, опубликованный недавно рабочей группой по вопросам электронного обучения при Национальном научном фонде США, председателем которой является Боргман. С отчетом Fostering Learning in the Networked World: The Cyberlearning Opportunity and Challenge ("Развитие концепции обучения в сетевом мире: проблемы и возможности электронного обучения") можно познакомиться в Internet.
Профессор Боргман возглавляет программу исследований в центре Center for Embedded Networked Sensing Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, специалисты которого занимаются разработкой беспроводных сенсорных систем и изучением их влияния на различные научные и социальные процессы. Недавно вышедшая в свет книга Боргман, выпущенная издательством MIT Press, называется Scholarship in the Digital Age: Information, Infrastructure, and the Internet ("Образование в цифровую эпоху: информация, инфраструктура и Internet").
Боргман напомнила своим слушателям, что сегодняшние студенты, которых она назвала "обитателями цифрового мира", уже сейчас активно используют многие из этих средств, чтобы расширить свое понимание окружающего мира и повысить эффективность обучения. Зачастую это принимает весьма нетрадиционные формы, не имеющие никакого отношения к официальным образовательным структурам. Аудитории же, в которых занимаются сегодняшние студенты, в большинстве своем ничем не отличаются от тех, где учились их родители или даже бабушки и дедушки. Занимая место на скамье рядом со своими однокурсниками, студенты словно перемещаются назад во времени, обрывая уже привычные для них коммуникации в реальном времени с Web, друзьями и информацией.
По словам Боргман, в 2015 году доступ к обучающим ресурсам, в отличие от "классического" образования, станет возможным не только в учебных аудиториях, но и дома, и в других местах. Имитационные модели, виртуальные лаборатории и среды визуального отображения информации позволят студентам манипулировать огромными объемами данных. Они получат доступ к большому количеству интерактивных хранилищ цифровой информации. Дома студенты смогут обращаться к любым ресурсам, поддерживая виртуальные отношения со своими однокурсниками, преподавателями и другими людьми. Преподаватели получат возможность следить за тем, как усваивается учебный материал, своевременно выявлять проблемы и помогать студентам.
Таковы перспективы электронного обучения, определенные рабочей группой Национального научного фонда США, предлагающей перейти к "обучению с широким применением сетевых компьютеров и коммуникационных технологий". Это определение является отражением тезиса, прозвучавшего в предыдущем отчете фонда: электронная инфраструктура представляет собой набор сетевых и телекоммуникационных технологий, предназначенных для создания новых типов "организаций и сред распространения научных и инженерных знаний".
Основой для революционных преобразований в системе образования рабочая группа считает применение технологий cloud computing и формирование сетей образовательных ресурсов. "Мы просто физически не в состоянии построить необходимое количество учебных заведений и аудиторий, отвечающих потребностям образования XXI века", -- пояснила Боргман.
Сразу после своего создания рабочая группа вступила в полемику с критиками, утверждавшими, что "технологии не могут стать определяющим звеном в системе образования". Члены группы подготовили широкий обзор ранее опубликованных исследований, посвященных применению информационных технологий в образовании, и пришли к твердому выводу: "При правильном внедрении и использовании технологий создаются все условия для повышения качества образования и расширения его границ".
Однако сформулированный постулат еще предстояло раскрыть. Это выразилось в пяти итоговых рекомендациях рабочей группы.
Первая рекомендация предполагает создание сообщества.
"Нужно сформировать сообщество людей, которые хорошо понимали бы суть электронного обучения, -- подчеркнула Боргман. -- В его ряды должны войти исследователи, преподаватели всех уровней, представители администрации учебных заведений, разработчики программного обеспечения, а также персонал ИТ-служб. Сообщество необходимо для проведения экспериментов, обобщения передового опыта, формулировки путей профессиональной переподготовки. Все это потребует времени".
Второй важной задачей является "создание платформы" -- ориентация на совместно используемое, интероперабельное, расширяемое, приспособленное для тестирования и проведения необходимых испытаний оборудование и программное обеспечение. В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе обнаружили у себя более 25 разрозненных приложений управления учебным процессом. Подобному дублированию следует противопоставить масштабируемость и интероперабельность, присущие концепции Web 2.0. Платформа должна служить местом внедрения, интеграции, развития и совместного использования инноваций.
Третье -- это использование "преобразовательной силы" технологий в интересах образования на всех уровнях. В результате развития информационных и коммуникационных технологий в академические и образовательные программы будут внесены определенные изменения. Финансирование исследований ускорит перемены, а также поможет наладить преподавание соответствующих дисциплин как в аудиториях, так и в средах виртуального обучения.
Четвертая рекомендация направлена на создание и последующую популяризацию открытых образовательных ресурсов.
"Одной из причин неудач при попытках внедрения новаторских методов в прошлом были ограничения, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав, -- отметила Боргман. -- Это мешало созданию интероперабельных, повторно используемых компонентов, которые в свою очередь можно было бы объединять с другими компонентами, поддерживающими новые функции и возможности. Так, при финансировании исследовательских проектов Национальный научный фонд должен обязать разработчиков распространять результаты проектов в соответствии с лицензиями Creative Commons. В этом случае права группируются и лицензируются с учетом ваших потребностей".
Наконец, необходимы меры, направленные на поддержку, координацию и эффективное совместное использование результатов будущих исследований в области электронного обучения.
"К примеру, у Национального научного фонда нет базы данных, в которой было бы представлено то, что уже сделано, -- подчеркнула Боргман. -- А без нее организовать эффективное взаимодействие групп исследователей очень сложно".
В последние годы конференцию Educause стали упрекать за неформальную и бессистемную выдачу подобных рекомендаций. Как и в ходе большинства других технических конференций, презентации Educause объединяются по тематике: "преподавание и обучение", "сетевые решения и инфраструктура", "безопасность и конфиденциальность". В каждом из таких направлений представлены самые разнообразные по стилю выступления преподавателей, исследователей и ИТ-специалистов. И каждое из таких выступлений посвящено новым и интенсивно развивающимся технологиям.
В отчете рабочей группы Национального научного фонда США содержится призыв к систематизации предпринимаемых усилий. Необходимо осуществлять финансирование и координировать действия заинтересованных сторон в рамках всей отрасли.
"Сроки проведения назревших мероприятий ограничены, -- предупреждает Боргман. -- Время обитателей цифрового мира уже началось. И их среди нас становится все больше".