По сравнению с предыдущим кварталом (с ноября по январь) оборот у Dell практически не изменился. В то же время по сравнению с периодом с февраля по апрель 2009 года его рост составил 21%. Увеличились прибыли, операционная и чистая (исчисляемые как по методике GAAP, так и в соответствии с МФСО), а также объемы поставок.
Все это, однако, не сильно впечатлило фондовых спекулянтов (а именно их теперь часто имеют в виду, когда употребляют более благозвучное слово «инвестор») – на следующий день после представления квартальной отчетности акции Dell упали почти на 7%, что стало продолжением негативной тенденции, наметившейся еще в конце апреля.
Реакцию фондового рынка западные аналитики объяснили так: у Dell якобы существует проблема с рентабельностью. Это, дескать, и стало главной причиной столь нелогичной на первый взгляд развязки. Действительно, коэффициент рентабельности у Dell, согласно представленным данным, в отчетном квартале составил 17,6%, хотя в аналогичный период годом ранее он равнялся 18,3%. Но ведь в предыдущем квартале этот коэффициент был еще ниже – 17,4%. Аналитики сочли улучшение недостаточным, поскольку большинство из них в преддверии объявления квартальных итогов сходились на том, что Dell по силам вплотную приблизиться к отметке 18%. Нашлись и те, кто в качестве примера указал на главных конкурентов Dell – компанию Hewlett-Packard.
В HP несколькими днями ранее также подвели итоги квартала, завершившегося в конце апреля (при этом для Пало-Альто отчетный период соответствовал второму кварталу 2010 финансового года, тогда как у Dell он назывался первым кварталом 2011 финансового года). И согласно этим итогам, коэффициент рентабельности оказался равен 23,5%. Но возникает резонный вопрос: неужели финансовые аналитики и фондовые спекулянты только сейчас открыли для себя тот факт, что в HP «на том, что они продают, в среднем зарабатывают больше, чем Dell»?
Новая стратегия Dell, предусматривающая ставку на инфраструктурные решения для центров обработки данных и расширение деятельности на рынке ИТ-сервиса, находится фактически еще на начальном этапе реализации. И было бы, наверное, опрометчиво полагать, что эта стратегия так быстро позволит Dell встать вровень с HP по уровню рентабельности, тем более в условиях нынешней нестабильности на ИТ-рынке и в глобальной экономике в целом.
Сервисное подразделение Dell вообще сейчас, по сути, строится заново – на базе компании Perot Systems, приобретенной в конце 2009 года. В серверной линейке Dell доминируют системы на основе процессоров Intel Xeon. Да, платформа Xeon является в настоящее время наиболее популярной на рынке серверов. Но у этой популярности есть и оборотная сторона для таких компаний, как Dell, – трудности с дифференциацией по отношению к продукции конкурентов. А это в свою очередь уменьшает шансы улучшить позиции по части рентабельности.
Трудно не согласиться с Майклом Холтом, аналитиком из компании Morningstar, недавно заявившим, что выход Dell на рынок решений для центров обработки данных был шагом необходимым. По мнению Холта, успехи на этом поприще вряд ли достанутся Dell недорогой ценой. Тем не менее некоторые достижения в рамках новой стратегии у компании уже имеются. Например, в представленном отчете было сказано о росте доходов от поставок серверов и сетевого оборудования на 39%, на сервисном направлении – на 53% (то и другое — по сравнению с данными годичной давности). С системами хранения данных в отчетном квартале дела обстояли не так успешно, но зато в Dell существенно расширили ассортимент своих предложений в этом сегменте, представив объектно-ориентированную платформу Dell DX Object Storage Platform и ряд новых устройств, в том числе со встроенной технологией дедупликации и поддержкой мультипротокольных сетевых сред.
За последние годы мы успели привыкнуть к тому, что компании, занимающиеся исследованиями серверного рынка, с периодичностью раз в квартал фиксируют одну и ту же картину. Для Dell она выглядит следующим образом: второе место в мире по объемам поставок в штучном выражении (после HP) и третье (после IBM и HP) в финансовом – это опять же к вопросу об относительно невысокой рентабельности. В рамках новой стратегии в Dell, очевидно, попытаются изменить ситуацию в лучшую для себя сторону. Получится ли? Аналитики из Ockham Research уверены, что Dell движется в правильном направлении. «Мы полагаем, что инвесторам необходимо терпение, поскольку рентабельность будет улучшаться по мере расширения сервисного бизнеса и других направлений деятельности, для которых характерна более высокая прибыльность, причем это может достигаться и за счет новых приобретений», – отметили в компании.
В регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) успехи Dell в последнее время были несколько скромнее – четвертое место по объемам продаж. Однако, как заявил недавно Лоран Бинетти, генеральный менеджер отделения развивающихся рынков Dell, в компании рассчитывают скоро занять более высокое место в этом рейтинге.
В России, по данным IDC, позиции Dell на рынке серверов в 2009 году также выглядели похуже, чем в мире в целом. Впрочем, по мнению старшего аналитика IDC Александра Загнетко, регион Центральной и Восточной Европы, одним из главных рынков которого является Россия, потребляет настолько незначительное число x86-серверов (по сравнению с Западной Европой и Северной Америкой), что для целого ряда игроков он, судя по всему, не слишком интересен. «Dell, вероятно, не видит смысла прилагать значительные усилия для какого-то прорыва, к примеру, на российском рынке», – предположил аналитик.
Как заявил Загнетко, у нас достаточно давно сформированы пулы «своих» поставщиков для большинства крупных заказчиков. «Тотальная коррупция, отсутствие современных рыночных механизмов, адекватного суда и арбитража делает отечественный рынок, в том числе его ИТ-сегмент, чрезвычайно сомнительной целью с точки зрения бизнес-стратегии международных компаний», – добавил он.
Тем не менее, по словам Бинетти, новая стратегия Dell не обойдет стороной и Россию. «Планируя существенный рост на рынках инфраструктурных решений и ИТ-услуг, мы рассчитываем в основном на наших нынешних партнеров в России – дистрибьюторов и системных интеграторов», – заявил он.
Значительное увеличение числа партнеров в планы Dell не входит. При этом, как отметил Бинетти, в компании намерены продолжать инвестиции в развитие структур поддержки продуктов и решений на российском рынке. Кроме того, в Dell намерены в будущем от своего имени предлагать профессиональные услуги ИТ-менеджмента и консалтинга в рамках долгосрочных контрактов.