Участвовавший в конференции «Программные миры HP 2010» Антон Кнолмар, вице-президент по маркетингу HP Software & Solutions, ответил на несколько вопросов редактора журнала «Открытые системы» Леонида Черняка.
- Из того программного обеспечения, которое продает HP, большая часть предназначена для управления ИТ-ресурсами. С 2006 года эти решения стали называть средствами оптимизации бизнес-технологий (Business Technology Optimization, BTO). На этой конференции они тоже в центре внимания, хотя у HP есть и более традиционные продукты. Чем вы можете объяснить особое внимание к BTO?
Основных причин две, и они взаимосвязаны. С одной стороны, ИТ стали непременной частью бизнеса, без них невозможно придать предприятием динамичность и конкурентоспособность. Одно из обязательных качеств современного предприятия — agility, то есть внутренний динамизм, для него необходима развитая система внутренних связей между подразделениями и отдельными исполнителями, плюс необходимо эффективное управление и самоуправление на всех уровнях. Чтобы реализовать все это, требуются ИТ, но, с другой стороны, между бизнесом и ИТ до сих пор не сложились гармоничные отношения; менеджеры не всегда понимают, что делают люди из ИТ-подразделений. BTO призвана стать мостиком между теми и другими.
- Портфель решений BTO складывался из собственных разработок HP, прежде всего из хорошо известного семейства HP OpenView, а также продуктов, приобретенных с компанией Mercury. В итоге сегодня в этом портфеле около 70 наименований, не много ли?
Согласен, в этом множестве продуктов не просто разобраться, и, разумеется, работа по их систематизации ведется. Всю соответствующую совокупность методологий и технологий мы разделяем на четыре категории. Целям стратегического планирования служит ITFM (IT Financial Management). Основная функция ITFM состоит в обеспечении финансовой прозрачности ИТ и максимизации отдачи от инвестиций, сделанных в ИТ. На этапе разработки главным инструментом является ALM (Application Lifecycle Management). Управление жизненным циклом приложений призвано превратить нынешнюю политику периодического выпуска дискретных релизов в непрерывный поток, где функционально независимые модули будут объединяться в «систему систем», а отдельные группы разработчиков сформируют один виртуальный коллектив. В процессе эксплуатации используются BSM (Business Service Management) и BSA (Business Service Automation). Задача BSM — управление бизнес-сервисами, предоставляемыми ИТ бизнесу исходя из потребностей бизнеса. Автоматизация бизнес-сервисов позволяет преодолеть раздробленность ИТ и обеспечить обобщенный целостный взгляд на услуги, предоставляемые бизнесу, а также автоматизировать процессы внесения изменений, объединить усилия отдельных команд специалистов в общий поток работ.
Еще мы группируем продукты в так называемые центры. Первоначально среди решений BTO насчитывалось четыре центра. IT Governance Center поддерживает управление на верхнем уровне, он позволяет приоритизировать и упорядочить требования, предъявляемые к ИТ. Quality Center обеспечивает соответствие качества разрабатываемых собственных корпоративных приложений общим отраслевым требованиям. Performance Center предназначен для того, чтобы помочь организациям проверить приложения на масштабируемость и производительность. Business Availability Center в основном используется в период кризисного управления, когда необходимо определять приоритеты и принимать решения о том, что выполняется раньше. Сейчас число центров возросло, но оно по-прежнему невелико и обеспечивает необходимую систематизацию. Мы идем по пути совершенствования нашего предложения.
- Мне кажется, сейчас средства BTO доступны только крупным компаниям, но, согласитесь, динамизм необходим не только им. Что делается для того, чтобы расширить область применения BTO?
Все составляющие решений ВТО создавались в расчете на самые крупные компании мира. Например, в России нашим пользователями являются РЖД и Сбербанк. Такого уровня компании либо обладают достаточной квалификацией, чтобы самим разобраться в том, что им требуется, либо могут пригласить наших специалистов, которые сделают анализ и дадут рекомендации. Это доступно далеко не всем. Нужны, условно говоря, коробочные продукты, но дело не только в них. Нужна какая-то иная система передачи опыта создания и использования ИТ. Ценность наших продуктов для управления ИТ не только в программных кодах, но и, в не меньшей степени, в аккумулированных в них практических знаниях.
- Если я вас правильно понимаю, нужно что-то вроде «Наставления по производству полетов», где собирались бы наиболее важные приемы и навыки?
Именно так, сейчас между академической подготовкой в университетах и реальной практикой ИТ гигантский разрыв, его следует каким-то образом ликвидировать. Возможно, аналоги летных наставлений следовало включить в программы тех учебных заведений, которые готовят будущих ИТ-специалистов.