Тем более когда вдобавок в виде бонуса прилагается отдельная вендетта, доставшаяся AMD в наследство от ATI. Но почему тогда, стоило Ларри Эллисону заикнуться о гипотетическом приобретении компании (возможно, не одной) на рынке микросхем, как многочисленные эксперты и аналитики принялись наперебой обсуждать перспективы возможной сделки именно с AMD?
«Вот вы подумали: это наверняка связано с аппаратными продуктами для корпоративных заказчиков, с серверами. Тут-то из-за кулис и появляется AMD», – простодушно объяснил Дуг Фриман, аналитик из Gleacher & Co.
Иными словами – оснований полагать, что целью Oracle является AMD, у аналитиков было явно немного. Примерно столько же когда-то было у юного героя позднесоветских анекдотов, опознавшего парнокопытного обитателя арктической тундры по фотографии неизвестного существа и наводящим вопросам, не имеющим к предъявленному снимку никакого отношения.
Справедливости ради, впрочем, нужно отметить, что разного рода хит-парады и шорт-листы кандидатов, которые, по мнению аналитиков, могли бы интересовать Oracle на предмет поглощения, сейчас имеются в изрядном количестве. И повод их обновлять каждый раз примерно одинаков – попытка каким-то образом логически обосновать, вывести, угадать, прочитать по губам или между строк название следующей компании, которая украсит собой ежегодно претерпевающий существенное расширение "список Эллисона".
Гадание на этом списке стало модным занятием в среде ИТ-аналитиков и консультантов сравнительно недавно – после того, как очередным приобретением Oracle стала компания Sun Microsystems. Раньше этой игрой забавлялись в основном аналитики рынка СУБД и ERP-систем – в своем узком кругу. Теперь они признают, что с привлечением широких масс игра стала гораздо увлекательнее.
"Этот дерзкий поступок – приобретение Sun Microsystems и выход на рынки серверов и систем хранения данных — делает наши прогностические опыты все более захватывающими", – отметил недавно в своем блоге Стивен Дженнис, аналитик консалтинговой компании Software Advice.
Минувшим летом на его призыв поучаствовать в опросе на тему «Кто станет следующим приобретением Oracle?» откликнулось более тысячи человек. Правда, ни AMD, ни ARM, ни nVidia в качестве возможных вариантов ответа предложены не были. Опрос был проведен чуть преждевременно: Дженнису, видимо, просто не пришло в голову подкинуть руководству Oracle идею положить глаз на эти компании.
В том опросе победила компания Informatica – разработчик программных средств и сервисов для интеграции корпоративных данных. Фондовый рынок отреагировал тут же, приподняв котировки акций Informatica. Позже с AMD и другими случилось то же самое. Получился своего рода рецепт для трейдера-быка на фондовом рынке. Хочешь, чтобы акции какой-либо ИТ-компании выросли? Пусти слух, что в Oracle рассматривают вопрос о ее приобретении.
Поскольку чувствительность пресыщенного спекулятивным капиталом фондового рынка к подобным слухам слишком велика, его реакция не позволяет делать выводов о том, имеют ли в данном случае эти слухи под собой какую-то почву. Поэтому в нашей истории важнее другое. Через пару недель после своего первого заявления, сделанного в ходе конференции Oracle OpenWorld в Сан-Франциско, дождавшись, когда страсти улягутся, Эллисон вернулся к высказанной идее и вновь подтвердил интерес Oracle к полупроводниковым технологиям.
На этот раз эффект получился еще более сильным. Дошло до того, что лично генеральный директор AMD Дирк Мейер был вынужден заявить: "Компания не продается". При этом он не забыл добавить, что любое предложение, отвечающее интересам держателей акций, будет обязательно рассмотрено. В свою очередь дотошные наблюдатели вспомнили, что примерно в том же духе в 2006 году перед слиянием с AMD выражался тогдашний глава ATI Дэйв Ортон.
Выгоды от поглощения ATI четыре года назад вызывали немало сомнений, но и прямой резон для AMD совершить ту сделку был очевиден – в воздухе, что называется, витала идея процессора с интегрированной графикой. Для Oracle подобного рода аргументов в пользу приобретения AMD аналитики не находят. Но при этом те же аналитики отмечают, что у Oracle: а) есть финансовая возможность провернуть сделку такого масштаба и б) присутствует желание как-то обозначить себя в полупроводниковой индустрии. А еще у Oracle есть Эллисон, номер шесть в текущем списке богатейших людей планеты по версии журнала Forbes. Человек, про которого солидные издания сегодня говорят, что он всегда получает то, что хочет. Который, по выражению журнала Wired, вышел из тени Билла Гейтса, заставил Microsoft гоняться за бесплатным браузером Netscape и тем самым спас от угрозы из Редмонда жизненно важный для Oracle бизнес на сверхдоходном рынке СУБД. Теперь этот бизнес приносит Oracle больше 10 млрд долл. в год.
Эллисон придумал «сетевой компьютер", но не хочет о нем говорить. Он не боится резких движений и не очень жалует корпоративную этику. Он клеймит позором совет директоров HP после скандального ухода из компании Марка Хёрда, а самому Хёрду практически сразу же предлагает пост сопрезидента Oracle. И вот уже в прессе всерьез (!) обсуждают невероятное: "А не собирается ли Эллисон купить еще и HP?» Ветеран Кремниевой долины, известный в ИТ-индустрии аналитик Роб Эндерле в открытую называет его почти безумцем, сопровождая свою характеристику не вполне печатным словцом (для пущей убедительности?). И тут же добавляет: «Если он сможет найти способ заполучить HP, уверен, он захочет это сделать».
Большой ценитель крейсерских яхт, боевых истребителей, экзотических автомобилей и архитектурного стиля феодальной Японии. Умеющий очаровывать и шокировать. Ему уже прилично за шестьдесят, но разве кто-то скажет, что он в неважной физической форме? По меркам современной ИТ-индустрии Эллисон – почти идеальная кандидатура для кажущейся невыполнимой миссии. Аналитики обреченно пересчитывают «минусы» AMD (как будто у Sun Microsystems полтора года назад были одни сплошные "плюсы"!) и рекомендуют ему ограничиться чем-то поскромнее – вроде NetLogic Microsystems или Mellanox. И со вздохом резюмируют, что он, если захочет, способен пренебречь всеми их опасениями и посягнуть на многолетнюю гегемонию Intel. Захочет ли? И если не он, то кто?