В 2009 году большинство компаний рынка систем электронного документооборота (СЭД) показали отрицательную динамику, а рынок в целом, по оценкам "ИнтерТраста", упал почти на 30%. Количество проданных лицензий сократилось, а доля услуг в общих доходах участников рынка существенно выросла. Как и предсказывали аналитики, в 2010 году рынок СЭД демонстрирует положительную динамику. По словам Андрея Линева, генерального директора «ИнтерТраста», в компании ожидают, что в 2010 году оборот по сравнению с прошлым годом вырастет на 15%. Эта тенденция, по его мнению, сохранится и дальше. При этом рынок СЭД быстро меняется – соперничество возрастает, наблюдаются попытки монополизировать отдельные направления.
По мнению участников круглого стола «Электронный документооборот: как соответствовать веяниям времени», еще недавно все проекты в этой области были ориентированы на автоматизацию внутренних процессов. Эта задача, конечно, очень важна и повсеместно решается, однако теперь основные усилия направляются на систему коммуникаций между организациями, что особенно актуально для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня информационные системы различных ведомств разделены, а потому, по мнению участников круглого стола, требуются федеративные модели взаимодействия.
В «ИнтерТрасте» уверены в актуальности концепции федеративности. Основная причина резкого снижения производительности СЭД с ростом числа пользователей и накоплением контента связана с тем, что обычно используется одна из традиционных архитектур – централизованная или распределенная. Централизованная проста в администрировании, эффективна, но порождает большой трафик и высокие требования к каналам связи, а децентрализованная отличается большей надежностью, но и более сложной поддержкой.
«Федеративный же подход предлагает несколько иной взгляд на архитектуру систем, когда общекорпоративный контент создается и хранится централизованно и доставляется по требованию в виде реплик, а локальный контент создается и хранится только на местах, где и востребован. Общий для структурных единиц контент консолидируется и существует на обеих сторонах. Это дает возможность эффективно построить как локальные, так и корпоративные процессы, обеспечивает высокую интегральную производительность систем», — пояснил Линев.
Еще одно направление деятельности, где не избежать изменений, — образование.
«Доходы компании от образования уменьшились на 56%. В кризис компании сокращают командировочные расходы, связанные с очным обучением пользователей. Нужно искать другие подходы – развивать дистанционные обучение и аттестацию", — считает Линев. Предназначенный для дистанционной подготовки пользователей корпоративный тренажер перенесен на программную платформу Web Tutor, которая во многих крупных компаниях является корпоративным стандартом дистанционного обучения. Изменений потребовала и поддержка систем клиентов — около года назад в компании перешли на удаленный режим. Клиент платит меньше, получая при этом техподдержку быстрее; в "ИнтерТрасте» рассчитывают, что спрос на эту услугу будет расти.
Основным же достижением года стал выход версии 3.6 флагманского продукта CompanyMedia, отмеченной целым набором инноваций.
«Распространение нового поколения мобильных устройств потребовало значительно усовершенствовать существующие рабочие места, а также выпустить новые АРМы для платформы IPad», — пояснил повышенное внимание этому вопросу Александр Савельев, заместитель генерального директора компании по разработке программного обеспечения. Появилась специализированная подсистема, поддерживающая работу с электронными сообщениями. Автоматизирована установка на рабочие места клиентов Lotus Notes, платформы, на которую опирается CompanyMedia, а также приложений.
«К сожалению, платформу Lotus Notes/Domino сегодня в IBM рассматривают не как средство совершенствования бизнес-процессов, простого создания приложений, не как продукт с широким взглядом на контент, а как почтовый агент и набор средств для взаимодействия. На первом месте — использование на корпоративном уровне доказавших свою успешность в социальных сетях подходов, а следовательно, и продвижение таких продуктов, как Lotus Quickr, Sametime, Connections. Мы тоже используем эти продукты в своих решениях, но потребности российских организаций таковы, что их сложно считать основными», — считает Линев.
Широкое применение нового веяния найдут не в четвертой, проектируемой уже сейчас, а в пятой версии CompanyMedia, выход которой намечен в 2012 году. Ее будут отличать расширенное масштабирование, новые функции, возможности интеграции, но, пожалуй, наиболее интересным будет развитие работы с группами документов и делами.